В классическом понимании диверсификация — это одна из стратегий роста компании. Обычно под ней понимается продажа принципиально новых для компании товаров на новых рынках сбыта. Три кита, лежащих в основе диверсификации для компании:
1. Диверсификация — это процесс развития каналов продаж, производства, логистики и ассортимента для того, чтобы снизить риски бизнеса.
2. Возможность более точно и эффективно промоутировать новый ассортимент в случае если он отличается от текущего.
3. Возможность работы с новыми рынками сбыта.
Ключевой тезис данной статьи: диверсификация нужна не всем бизнесам и не должна быть самоцелью. Она, как и любой инструмент компании, должна решать какую-то конкретную задачу. Существует множество примеров компаний, которые не используют стратегию диверсификации, но при этом работают очень эффективно.
Стоит упомянуть и основной риск данной стратегии по классификации Ансоффа [1] — значительный рост затрат и невысокая вероятность успеха, ведь вы начинаете работать одновременно на новом рынке с новым продуктом. Премия за риск — низкая конкуренция и возможность снять сливки на новом для компании поле.
Как стратегия развития компании диверсификация необходима в следующих случаях:
— наличие рисков по работе на текущем рынке или с текущим ассортиментом;
— падение или стагнация текущих рынков сбыта;
— рост новых или альтернативных рынков сбыта;
— необходимость развития новых товарных линеек;
— изменение во внешнем окружении компании (геополитика, законодательство, демография);
— общий кризис в развитии компании;
— высокая потребность в росте или наличие большого объема нераспределенной чистой прибыли, которую нужно инвестировать.
Первая задача, ради которой, обычно, занимаются диверсификацией, — необходимость снижения рисков для бизнеса, особенно при работе с одним каналом или продуктом.
В американском стандарте финансовой отчетности при проведении скоринга или аудита компании клиенты с долей в общем портфеле более 10 % вычитаются из расчета выручки, потому что это является существенным риском. Ведь в любой момент у клиента могут испортиться отношения с компанией, и бизнес может пострадать.