Водитель занимает особое место в системе «водитель — автомобиль — дорога — среда». Дорожные условия, Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты среда и свойства автомобиля лишь определяют границы, в которых можно ездить безопасно, а от водителя зависит, произойдет ДТП или нет. Сложные дорожно-транспортные условия предъявляют новые, в значительной степени более высокие требования к надежности водителей транспортных средств. Если их значения не выходят за пределы безопасности, ДТП не произойдет. Большинство дорожнотранспортных происшествий (ДТП) является результатом ошибки водителя в выборе безопасных условий дистанции и скорости движения.
Безопасность в работе водителя зависит от его квалификации, личностных и психофизиологических качеств. Квалификация водителя заключает в себе опыт, профессиональные навыки и знания. Для каждого водителя существует ряд индивидуальных психофизиологических качеств, таких как работоспособность, сила устойчивости нервной системы, состояние органов восприятия информации и др. Для того чтобы повысить безопасность дорожного движения, необходимо учитывать в профессиональной подготовке психологическую компоненту водительской деятельности, побудить водителей к менее агрессивному, рискованному поведению, повысить общую культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения и надежность водителя.
Надежность водителя можно рассматривать как социально-психологическую задачу профподготовки. Понятие надежности водителя зачастую отождествляется с его мастерством, профессионализмом, дисциплиной и другими факторами, определяющими необходимые для водителя качества по безаварийному управлению автомобилем. Психологическая надежность зависит в первую очередь от следующих качеств: внимание, восприятие и ощущение, память, мышление, эмоции, а также такие особенности личности, как темперамент и характер, моральнонравственные качества, интересы и способности.
Психологическая надежность водителя достигается путем целенаправленной тренировки перечисленных качеств в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Успех такой тренировки будет зависеть от личностных и психологических особенностей обучаемого, подготовки мастера-инструктора и умения правильно выбирать методы обучения и тренировки с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.