Какие методы развития инициативы у сотрудников Вы считаете наиболее эффективными?
Люди проявляют инициативу при наличии нескольких условий:
● они понимают миссию, цели, стратегию компании и воодушевлены открывающимися перспективами, хотят участвовать в построении замечательного будущего;
● взаимоотношения в компании способствуют свободному общению сотрудников различных подразделений, укреплению «горизонтальных связей». Это важно, поскольку плодотворной средой для рождения идей является общение;
● руководство компании на всех уровнях (высшее, среднее, нижнее звенья) поддерживает тех, кто выдвигает предложения и способствует реализации наиболее дельных идей;
● существуют хорошо организованные процессы поступления инициатив, их оценки, отбора, реализации, контроля исполнения, поощрения инициаторов. В этом случае все видят, что «машина» работает, результаты есть, и хотят участвовать в этом полезном и творческом процессе;
● руководство компании организует постоянное обучение сотрудников тому, как нужно заниматься совершенствованием той работы, в которой они участвуют; ведь мало хотеть проявлять инициативу, нужно уметь находить проблемы в рабочих процессах, анализировать и вырабатывать решения, планировать и осуществлять необходимые изменения.
Из этого становится ясно, что развитие мотивации – это системная задача. Она не решается в рамках какой-то «кампании по повышению инициативы». Для ее решения необходим комплекс взаимосвязанных мер, включающих формирование стратегического видения сначала у руководителей, а затем и у сотрудников, систематическое, хорошо организованное обучение на всех уровнях, четко организованные процессы «управления инициативами», коррекция корпоративной культуры в направлении большей «инновационности», открытости, лидерства.
Существует ли универсальный рецепт развития инициативы у сотрудников?
Слово «рецепт» вообще неуместно в управлении организациями. Рецептов не существует. Существует системный подход, изложенный выше. При последовательном и настойчивом его воплощении результаты постепенно улучшаются – растет число и качество внедренных в работу компании инициатив.