С принятием Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в РФ» закреплена обязательность применения профессиональных стандартов работодателями — государственными и муниципальными учреждениями.
Впервые понятие «профессиональный стандарт» появилось в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В указе Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
В декабре 2012 г. в Трудовом кодексе РФ появилось определение понятия «профессиональный стандарт». Согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
С января 2013 г. действуют Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23. Реестр профстандартов ведется на специализированном интернет-сайте Минтруда России profstandart.rosmintrud.ru.
Профессиональные стандарты предназначены в первую очередь работодателям для решения следующих вопросов: 1) формирование кадровой политики; 2) управление персоналом; 3) обучение; 4) аттестация; 5) разработка должностных инструкций; 6) тарификация работ; 7) присвоение тарифных разрядов; 8) установление систем оплаты труда.
Организации профессионального образования должны использовать профстандарты при разработке профессиональных образовательных программ. Кроме того, профстандарты применяются при разработке в установленном порядке федеральных государственных стандартов профессионального образования.
На законодательном уровне вопрос об обязательности применения профессиональных стандартов (в частности, в государственных и муниципальных учреждениях) определенное время оставался открытым. Но в мае 2015 г. был принят Закон № 122-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2016 г.