По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как преодолеть дефицит инженерных кадров

Хитрых Д.П. технический директор — директор по НИОКР, MBA, канд. техн. наук, АО «Моделирование и цифровые двойники»
Краснова А. А. специалист по маркетинговым исследованиям, АО «Моделирование и цифровые двойники»

Статья посвящена ключевым аспектам воспитания инженерных кадров, начиная со школьного образования. Отмечены основные преимущества и недостатки советской системы подготовки инженеров. Дан критический анализ образовательных инициатив современной России.

Литература:

1. Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по укреплению технологического суверенитета [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/news/48211/ (дата обращения: 21.01.2024).

2. Жалобы российских компаний на нехватку инженерных кадров не вполне обоснованы [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2023/04/20/deficit-inzhenernyh-kadrov-preuvelichen. html (дата обращения: 21.01.2024).

3. Народное хозяйство СССР за 70 лет. — М., 1987.

4. Тимощук Л.А., Баринов В.А. Кадровое обеспечение научно-технического прогресса. — М., 1991.

5. Аспекты подготовки инженерных кадров для отечественной промышленности. Проблемы и вызовы [Электронный ресурс]. — URL: https://panor.ru/articles/aspekty-podgotovkiinzhenernykh-kadrov-dlya-otechestvennoy-promyshlennosti-problemy-i-vyzovy/99840.html# (дата обращения: 21.01.2024).

6. Исаков В.С. Искусственный интеллект в горнодобывающей промышленности: новые возможности и преимущества // Вестник науки. — 2023. — № 2 (59).

7. Черепанов Н.В., Буслаев С.П. Проблемы и задачи развития искусственного интеллекта на машиностроительном предприятии // Инновации и инвестиции. — 2021. — № 7.

8. Внедрение искусственного интеллекта в России отстает от мирового уровня в три раза [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5844259 (дата обращения: 21.01.2024).

9. Курушина Е.В., Шевелева Н.П. Цифровая трансформация промышленности на основе искусственного интеллекта // Общество: политика, экономика, право. — 2023. — № 7.

10. Искусственный интеллект: обучение со скидкой от государства [Электронный ресурс]. — URL: https://национальныепроекты.рф/opportunities/iskusstvennyy-intellekt-obuchenie-so-skidkoy-otgosudarstva (дата обращения: 21.01.2024).

11. Массовое образование в РФ мертво: интервью с Алексеем Савватеевым у трупа русской средней школы [Электронный ресурс]. — URL: https://www.business-gazeta.ru/article/528828 (дата обращения: 21.01.2024).

12. Задания в ЕГЭ по физике должны стать более реалистичными [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/zadaniya-v-ege-po-fizike-dolzhnystat-bolee-realistichnymi/ (дата обращения: 21.01.2024).

13. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Казначеев Д.А. Cовременные проблемы и перспективы изучения физики в школе // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71–4.

14. Муравьёва А.А., Олейникова О.Н. Иммерсивное обучение — технология будущего или временное увлечение? // КПЖ. — 2023. — № 1 (156). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ immersivnoe-obuchenie-tehnologiya-buduschego-ili-vremennoe-uvlechenie (дата обращения: 21.01.2024).

15. Изучать новые технологии в технопарках [Электронный ресурс]. — URL: https:// национальныепроекты.рф/opportunities/izuchat-novye-tekhnologii-v-nbsp-tekhnoparkakh (дата обращения: 21.01.2024).

16. ЕГЭ-2023 в цифрах: средний балл по разным предметам, стобалльники, двоечники и не только [Электронный ресурс]. — URL: https://mel.fm/blog/mikhail-lantsman/69758-yege-2023-v-tsifrakhsredny-ball-po-raznym-premetam-stoballniki-dvoyechniki-i-ne-tolko (дата обращения: 21.01.2024).

17. Передовые инженерные школы. Социоцентр [Электронный ресурс]. — URL: https:// sociocenter.info/projects/peredovye-inzhenernye-shkoly/ (дата обращения: 26.01.2024).

18. Передовые инженерные школы [Электронный ресурс]. — https://analytics.engineers2030.ru/ (дата обращения: 25.01.2024).

19. Инженерное образование в России станет более качественным и доступным. Десятилетие науки и технологий. Наука.рф [Электронный ресурс]. — https://наука.рф/news/inzhenernoeobrazovanie-v-rossii-stanet-bolee-kachestvennym-i-dostupnym/ (дата обращения: 25.01.2024).

При подготовке инженерных кадров необходимо учитывать текущие потребности российской экономики, привлекать к этому процессу предприятия и бизнес.

В России постоянно говорят о дефиците квалифицированных инженерных кадров, однако большинство выпускников-инженеров не попадают на промышленные предприятия. Система высшего образования ежегодно выпускает сотни тысяч специалистов в сфере инженерного дела, технологий и технических наук, но только каждый третий выпускник вуза устраивается на работу по своей или смежной специальности. В 2023 г. число одиннадцатиклассников, сдающих ЕГЭ по физике и профильной математике, вновь сократилось, желающих обучаться по инженерным специальностям среди выпускников школ с каждым годом становится все меньше. Если в 2019 г. ЕГЭ по физике сдавали 139 500 выпускников, то в 2023 г. — только 89 тыс.

В условиях противостояния с западными странами России остро необходимо добиться научно-технологического и кадрового суверенитета, поэтому подготовка инженеров, в том числе и в интересах оборонно-промышленного комплекса, особенно важна. Для повышения качества подготовки инженерных кадров для промышленных предприятий требуется организовать комплексную и системную работу Минпросвещения и Минобрнауки России, институтов и университетов с заинтересованными промышленными предприятиями и корпорациями, а также создавать условия привлекательности профессии инженерно-технического профиля на рынке труда и грамотно сочетать финансовые, материальные и нематериальные стимулы.

Выступая в апреле 2023 г. на стратегической сессии «Укрепление технологического суверенитета», глава Правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что для создания новых производств и высокотехнологичных предприятий будут возрождаться традиции отечественной инженерной школы: «Предстоит не просто выстроить систему обучения, но и сопровождать каждого молодого специалиста до конкретного предприятия, заинтересовать в трудоустройстве по профилю, предлагать такие условия, чтобы человек мог работать много лет в одной организации, совершенствовать свой опыт, свои знания» [1].

Для Цитирования:
Хитрых Д.П., Краснова А. А., Как преодолеть дефицит инженерных кадров. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: