При подготовке инженерных кадров необходимо учитывать текущие потребности российской экономики, привлекать к этому процессу предприятия и бизнес.
В России постоянно говорят о дефиците квалифицированных инженерных кадров, однако большинство выпускников-инженеров не попадают на промышленные предприятия. Система высшего образования ежегодно выпускает сотни тысяч специалистов в сфере инженерного дела, технологий и технических наук, но только каждый третий выпускник вуза устраивается на работу по своей или смежной специальности. В 2023 г. число одиннадцатиклассников, сдающих ЕГЭ по физике и профильной математике, вновь сократилось, желающих обучаться по инженерным специальностям среди выпускников школ с каждым годом становится все меньше. Если в 2019 г. ЕГЭ по физике сдавали 139 500 выпускников, то в 2023 г. — только 89 тыс.
В условиях противостояния с западными странами России остро необходимо добиться научно-технологического и кадрового суверенитета, поэтому подготовка инженеров, в том числе и в интересах оборонно-промышленного комплекса, особенно важна. Для повышения качества подготовки инженерных кадров для промышленных предприятий требуется организовать комплексную и системную работу Минпросвещения и Минобрнауки России, институтов и университетов с заинтересованными промышленными предприятиями и корпорациями, а также создавать условия привлекательности профессии инженерно-технического профиля на рынке труда и грамотно сочетать финансовые, материальные и нематериальные стимулы.
Выступая в апреле 2023 г. на стратегической сессии «Укрепление технологического суверенитета», глава Правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что для создания новых производств и высокотехнологичных предприятий будут возрождаться традиции отечественной инженерной школы: «Предстоит не просто выстроить систему обучения, но и сопровождать каждого молодого специалиста до конкретного предприятия, заинтересовать в трудоустройстве по профилю, предлагать такие условия, чтобы человек мог работать много лет в одной организации, совершенствовать свой опыт, свои знания» [1].