По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2, 331.109

Как предупредить индивидуальный трудовой спор

Иванчина Юлия Валерьевна д-р юрид. наук, доцент кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет (УрГЮУ), г. Екатеринбург

В статье освещены вопросы развития индивидуального трудового спора во времени (от трудового правонарушения до обращения в юрисдикционный орган). Рассмотрены причины и условия, оказывающие влияние на возникновение индивидуального трудового спора.

Литература:

1. Иеринг Р. Цель в праве: в 2 т.: Первый том / Р. Иеринг, Под ред.: В.Р. Лицкой (пер.); пер.: Н.Ф. Дерюжский, Н. В. Муравьев. — СПб.: Издание Н.В. Муравьева, 1881. — 425 с.

2. Трудовые споры: учебное пособие / под ред. В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. — М.: Проспект, 2011. — 192 с.

3. Жильцов М.А. Дефекты трудового права: монография / М.А. Жильцов. — Екатеринбург: Издательство УГТУ–УПИ, 2010. — 312 с.

4. Сафронов В.В. Причины и условия возникновения индивидуальных трудовых споров // Управление человеческими ресурсами — основа развития инновационной экономики. — 2015. — № 6. — С. 226–230.

Трудовые споры — явление, свойственное природе трудовых отношений, в основе которого лежат противоречия между интересами работника и работодателя. Разногласия, возникающие между сторонами трудового отношения, в новых сложных социальноэкономических условиях, вызванных пандемией коронавируса, привели к росту числа индивидуальных трудовых споров. Изменения, происходящие в обществе и экономике, создали ряд дополнительных предпосылок, способствующих возникновению индивидуальных трудовых споров.

Вступая в трудовые отношения, работник и работодатель преследуют удовлетворение социально значимых для них потребностей. Так, работник, будучи экономически более слабым субъектом, испытывает потребность не просто обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию, но и добиваться этого посредством вступления в длящиеся и обеспечивающие стабильную и полную занятость трудовые отношения. Работодатель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности, будь то фермерское хозяйство или государственная корпорация, в момент создания ставит перед собой определенную цель, поэтому испытывает потребность в эффективном управлении своей деятельностью, в том числе трудом работников, для ее достижения.

При этом, как верно подчеркнул еще Р. Иеринг, суть возникающих между работником и работодателем отношений заключается в том, что «работник выменивает деньги на рабочую силу, наниматель — эту последнюю на деньги; обоим им то, что они получают, нужнее того, что они имеют» [1, с. 54]. Таким образом, несмотря на противоположные интересы и потребности сторон трудового отношения, работник нуждается в работодателе не меньше, чем работодатель в работнике. Следовательно, предотвращение возникновения разногласий на различных стадиях реализации трудового отношения, их своевременное урегулирование отвечает потребностям как работника, так и работодателя.

В силу того, что законодательно не установлен порядок урегулирования разногласий между сторонами индивидуального трудового спора, в отличие от коллективных трудовых споров (ст. 399 и 400 ТК РФ), на практике эта стадия игнорируется. Следует подчеркнуть, что значение обозначенного этапа трудно недооценить, особенно в ситуации, когда речь идет о мнимом правонарушении, ведь порой для урегулирования разногласий сторонам достаточно высказать свою позицию.

Для Цитирования:
Иванчина Юлия Валерьевна, Как предупредить индивидуальный трудовой спор. Вопросы трудового права. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: