Трудовые споры — явление, свойственное природе трудовых отношений, в основе которого лежат противоречия между интересами работника и работодателя. Разногласия, возникающие между сторонами трудового отношения, в новых сложных социальноэкономических условиях, вызванных пандемией коронавируса, привели к росту числа индивидуальных трудовых споров. Изменения, происходящие в обществе и экономике, создали ряд дополнительных предпосылок, способствующих возникновению индивидуальных трудовых споров.
Вступая в трудовые отношения, работник и работодатель преследуют удовлетворение социально значимых для них потребностей. Так, работник, будучи экономически более слабым субъектом, испытывает потребность не просто обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию, но и добиваться этого посредством вступления в длящиеся и обеспечивающие стабильную и полную занятость трудовые отношения. Работодатель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности, будь то фермерское хозяйство или государственная корпорация, в момент создания ставит перед собой определенную цель, поэтому испытывает потребность в эффективном управлении своей деятельностью, в том числе трудом работников, для ее достижения.
При этом, как верно подчеркнул еще Р. Иеринг, суть возникающих между работником и работодателем отношений заключается в том, что «работник выменивает деньги на рабочую силу, наниматель — эту последнюю на деньги; обоим им то, что они получают, нужнее того, что они имеют» [1, с. 54]. Таким образом, несмотря на противоположные интересы и потребности сторон трудового отношения, работник нуждается в работодателе не меньше, чем работодатель в работнике. Следовательно, предотвращение возникновения разногласий на различных стадиях реализации трудового отношения, их своевременное урегулирование отвечает потребностям как работника, так и работодателя.
В силу того, что законодательно не установлен порядок урегулирования разногласий между сторонами индивидуального трудового спора, в отличие от коллективных трудовых споров (ст. 399 и 400 ТК РФ), на практике эта стадия игнорируется. Следует подчеркнуть, что значение обозначенного этапа трудно недооценить, особенно в ситуации, когда речь идет о мнимом правонарушении, ведь порой для урегулирования разногласий сторонам достаточно высказать свою позицию.