Термин «аналогичное рабочее место» впервые появился в приказе Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении порядка аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее — приказ № 569), а затем в приказе Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее — приказ № 342н).
Перед проведением специальной оценки условий труда (СОУТ) практически каждый работодатель, прежде чем обратиться в аккредитованную организацию, самостоятельно определяет перечень рабочих мест, которые будут оцениваться, чтобы рассчитать примерный бюджет на проведение процедуры. Но, как показывает практика, в 90 % случаев этот перечень составлен неверно и в нем не всегда выделено нужное количество рабочих мест, подлежащих спецоценке. Ошибки, как правило, возникают на этапе определения аналогичных рабочих мест вследствие неоднозначного понимания требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ).
Рабочим местом считается то место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).
Во многих организациях сотрудники заняты в похожих условиях труда, выполняют свои обязанности на одинаковом оборудовании, подвергаются воздействию одних и тех же вредных факторов. Поэтому законодатели логично рассудили, что подвергать исследованиям все такие места нет необходимости. Кроме того, исключив из обязательного обследования часть рабочих мест, они несколько снизили затраты работодателей на эту процедуру. Ведь за обследование каждого места нужно платить от дельно.
По Закону № 426-ФЗ аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые:
• расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
• оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;