По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2:616-06

Как повысить удовлетворенность медицинской помощью среди пациентов с хроническими заболеваниями

Мишина Олеся Сергеевна кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт информатизации и организации здравоохранения» Минздрава России, 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 11, тел.: 8 (495) 619-00-70

Удовлетворенность пациентов с хроническими заболеваниями медицинской помощью зависит от ряда факторов: длительности приема врачом, эффективности назначенного лечения, участия больного в принятии решений, возможности обучения самоконтролю и самопомощи, взаимоотношений с врачом. Все эти факторы могут быть учтены в работе отделения ведения хронических больных на базе амбулаторно-поликлинических учреждений, способного обеспечить координацию и интеграцию различных видов медицинской, социальной и самопомощи, а также преемственность и непрерывность в ведении таких пациентов силами междисциплинарных бригад специалистов, включающих врачей общей практики, узких специалистов и социальных работников.

Литература:

1. Сибурина Т.А., Мишина О.С. Медицинская помощь, ориентированная на пациента, — современная стратегия развития российского здравоохранения // Основы формирования здорового образа жизни: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Смоленск, 25 мая 2012 г.). — Смоленск, 2012. — С. 154–156.

2. Стародубов В.И., Мишина О.С., Дворников А.С. Принципы организации медицинской и социальной помощи населению на основе модели «сопровождение хронических больных на протяжении всей жизни» (на примере больных псориазом) // Социальные аспекты здоровья населения (электронный научный журнал). — 2015. — № 3 (43) [Электронный ресурс].

3. Dugdale D.C., Epstein R., Pantilat S.Z. Time and the patient–physician relationship // J. Gen. Intern. Med. — 1999, Jan. — Vol. 14 (Suppl. 1). — P. S34–S40. — http:www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1496869.

4. Groenewegen P.P., Hutten J.B.F. Workload and job satisfaction among general practitioners: a review of the literature // Soc. Sci. Med. — 1991. — Vol. 32. — P. 1111–1119.

5. Kaplan S.H., Greenfield S., Gandek B., Rogers W.H., Ware J.E. Characteristics of physicians with participatory decision-making styles // Ann. Intern. Med. — 1996. — Vol. 124. — P. 497–504.

6. Morrelli D.C., Evans M.E., Morris R.W., Roland M.O. The «five minute» consultation: effect of time constraint on clinical content and patient satisfaction // BMJ. — 1986. — Vol. 292. — P. 870–873.

7. Robbins J.A., Bertakis K.D., Helms L., Azari R., Callahan E.J., Creten D.A. The influence of physician practice behaviors on patient satisfaction // Fam. Med. — 1993. — Vol. 25. — P. 17–20.

1 Siburina T. A., Mishina O. S. Patient-centered medical care — a modern strategy for the development of Russian healthcare // Fundamentals of healthy lifestyle formation: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Smolensk, May 25, 2012). — Smolensk, 2012. — pp. 154–156.

2 Starodubov V. I., Mishina O. S., Dvornikov A. S. Principles of organization of medical and social assistance to the population on the basis of the model «support of chronic patients throughout life» (on the example of patients with psoriasis) / / Social aspects of public health (electronic scientific journal). — 2015. — № 3 (43) [Electronic resource].

3 Dugdale D. C., Epstein R., Pantilat S. Z. Time and the patient — physician relationship // J. Gen. Intern. Med. — 1999, Jan. — Vol. 14 (Suppl. 1). — P. S34 — S40. — http:www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1496869.

4 Groenewegen P. P., Hutten J. B. F. Workload and job satisfaction among general practitioners: a review of the literature // Soc. Sci. Med. — 1991. — Vol. 32. — P. 1111–1119.

5 Kaplan S. H., Greenfield S., Gandek B., Rogers W. H., Ware J. E. Characteristics of physicians with participatory decision-making styles // Ann. Intern. Med. — 1996. — Vol. 124. — P. 497–504.

6 Morrelli D. C., Evans M. E., Morris R. W., Roland M. O. The «five minute» consultation: effect of time constraint on clinical content and patient satisfaction // BMJ. — 1986. — Vol. 292. — P. 870–873.

7 Robbins J. A., Bertakis K. D., Helms L., Azari R., Callahan E. J., Creten D. A. The influence of physician practice behaviors on patient satisfaction // Fam. Med. — 1993. — Vol. 25. — P. 17–20.

Вопрос о том, как повысить удовлетворенность медицинской помощью пациентов с хронической патологией, стоит перед системами здравоохранения разных стран не один год. Что может оказывать влияние на удовлетворенность медицинской помощью у этой категории больных?

По данным ряда исследований, в первую очередь на это влияет длительность приема пациента врачом. Ее увеличение позволяет уделять больше внимания аспектам ухода за больным, обучению пациентов самопомощи, профилактике осложнений и рецидивов. Так, J.A. Robbins et al. показали, что время, затраченное врачом для информирования пациента о медицинских аспектах и результатах лечения, имеет важное значение для удовлетворенности пациента [7]. D.C. Morrelli et al. обнаружили большую вероятность неудовлетворенности пациентов из-за недостатка времени на приеме у своего врача. У пациентов с длительностью визита меньше 18 минут происходит снижение восприятия информации от врача даже при условии, что пациент оценивал свой интерес к информации очень высоко. При длительности приема более 18 минут интерес пациента к информации становился важным фактором, определяющим ее восприятие и результативность [6].

Хорошие результаты лечения и отсутствие побочных эффектов также оказывают значительное влияние на удовлетворенность пациентов с хронической патологией. D.C. Dugdale et al. изучали правомерность назначения противовоспалительных препаратов от боли в тазобедренном суставе и ее осложнений в когорте врачей семейной медицины. Ученые пришли к выводу, что более короткие визиты, особенно те, что длились менее 15 минут, повышали риск несоответствующего назначения и, как следствие, побочных эффектов [3].

Следующий фактор, влияющий на удовлетворенность, был выявлен S.H. Kaplan et al. при изучении практики терапевтов. Они обнаружили, что участие пациента в принятии решений положительно влияло на результаты лечения и удовлетворенность медицинской помощью [5].

Было также показано, что у пациентов, которые прошли обучение самоконтролю и самопомощи у своих врачей, улучшалось функциональное состояние и повышалась удовлетворенность результатами лечения [3]. Аналогичные результаты были получены S.H. Kaplan et al. в группе больных с артериальной гипертензией. Они обнаружили, что модель взаимодействия пациента и врача влияет на состояние здоровья больных [5]. Амбулаторный прием с более эффективным сбором информации о пациенте и дополнительной информацией о болезни и лечении, предоставляемой врачом, большее время общения с пациентом были связаны с улучшением общего и функционального состояния больного и повышением его удовлетворенности медицинской помощью.

Для Цитирования:
Мишина Олеся Сергеевна, Как повысить удовлетворенность медицинской помощью среди пациентов с хроническими заболеваниями. ГЛАВВРАЧ. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: