Здания учреждений бюджетной сферы сильно изношены и требуют капитального ремонта и реконструкции. Одновременно стоит задача снизить потребление энергоресурсов в этом секторе за счет мероприятий по энергосбережению. Деньги на капремонты выделяются, но на объектах нет понимания, как их потратить, максимально обеспечив при капремонте повышение энергетической эффективности зданий. Нет четкой системы мониторинга реализации мероприятий по повышению энергоэффективности при проведении капремонтов и механизмов оценки эффективности израсходованных средств. В настоящее время в законодательной и нормативной базе не ставится конкретных задач по достижению определенного уровня энергоэффективности при капремонте.
Аналогичные вопросы актуальны и для жилищного сектора, где также высока доля изношенных зданий, а потери ТЭР чрезмерны (жилые здания потребляют около одной пятой всего объема конечной энергии в России). При этом новое законодательство создает условия для аккумуляции средств жителей на капитальный ремонт (ФЗ от 28.12.2013 № 417-ФЗ), и встает вопрос их эффективного вложения. Однако из перечня обязательных работ по капитальному ремонту, проводимых за счет средств фонда капремонта, сформированного исходя из минимального взноса, исключены мероприятия, способствующие повышению энергоэффективности (такие как установка коллективных приборов учета, утепление фасадов и т. п.). Право включить такие мероприятия в перечень обязательных дано субъектам Федерации на уровне их нормативной базы.
Таким образом, необходимо вооружить лиц, принимающих решения о проведении капитального ремонта и о мероприятиях в его составе, методикой выбора таких мероприятий, которые бы позволили повысить энергетическую эффективность зданий в результате капремонта. Такими лицами, принимающими решения, являются собственники жилья, главные распорядители бюджетных средств, руководители учреждений, финансируемых из всех уровней бюджетов, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти регионального уровня.