По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Как повлиял на качество отечественного высшего образования выход России из Болонского процесса

А.Л. Дрондин Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Оценка качества российского высшего образования традиционно остается в центре внимания специалистов. Не могло не оказать влияния на качество отечественной высшей школы почти двадцатилетнее пребывание в рамках Болонского процесса, завершившееся в 2022 году. «По горячим следам» выхода из Болонского процесса было высказано достаточное количество мнений, часто противоречивых, а то и взаимоисключающих. По прошествии двух лет после описываемых событий представляется важным проанализировать актуальные тенденции качества российской высшей школы. Очевидно, что существуют и потери, и приобретения для данного качества в результате почти двадцатилетнего следования принципам Болонской декларации. С одной стороны, необходимо обозначить ошибки, связанные с бездумным копированием западных стандартов, и не повторять их. С другой стороны, следует отметить привнесение в российское образование ряда новшеств, в частности, активное внедрение компетентностного подхода в образовательные стандарты и использование внешней негосударственной оценки качества образования, отказ от которых не представляется целесообразным. В статье проведен анализ ряда системных проблем, определяющих современное качество отечественного высшего образования. Представлен авторский взгляд на возможные направления решения данных проблем, в реализации которых должны быть задействованы и сами вузы, и важнейшие стейкхолдеры высшего образования, в частности сообщества работодателей, а также государственные регулятивные органы в данной сфере.

Литература:

1. РСР обсудил перспективы национальной системы высшего образования в РФ. URL: https://rsr-online.ru/events/2022/rsr-obsudil-perspektivy-nacionalnoj-sistemy-vysshegoobrazovaniya-v-rf/ (дата обращения: 01.04.2024).

2. Булат Р.Е., Байчорова Х.С. Качество образования: рост, развитие или преобразование? // Юрист вуза. 2023. № 5. С. 3–10.

3. Останина С.А. Проблемы оценивания качества образования в творческом вузе // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 105-1. С. 164–168.

4. Титор С.Е., Шагиева Р.В. Качество профессионального образования как правовой институт // Российское правосудие. 2024. № 2. С. 17–29.

5. Дрондин А.Л. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4. С. 118–126.

6. Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление министров образования европейских стран. URL: http://hosting.vspu.ac.ru/~chul/bolon/ index.htm (дата обращения: 10.04.2024).

7. Смолин О. Выбор между Болонской системой и специалитетом должен оставаться за вузом URL: https://vogazeta.ru/articles/2022/6/5/quality_of_education/20028vybor_mezhdu_bolonskoy_sistemoy_i_spetsialitetom_dolzhen_ostavatsya_za_vuzom (дата обращения: 11.04.2024).

8. Захаров Д.К., Каштанова Е.В. Управление лидерством и современный профиль ключевых компетенций руководителя // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2024. Т. 13. № 1. С. 39–43.

9. Долгоруков А.М., Зырянов В.В., Малахов Ф.В., Темнова Л.В. Опыт разработки процедур профессионально-общественной аккредитации для социально-гуманитарной сферы российского образования // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 5–15.

10. Дрондин А.Л., Городецкая С.В. Управление качеством высшего образования в современных условиях // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4 (61). С. 549–552.

Ключевая задача российского высшего образования, заключающаяся в подготовке квалифицированных кадров для отечественной экономики, была подтверждена Президентом Российской Федерации в Послании к Федеральному Собранию 29 февраля 2024 г. Решение данной задачи невозможно без постоянного и пристального внимания к качеству вузовского образования. Дополнительный импульс к обсуждению самого понятия «качество образования», а также способов управления им, дало пребывание нашей страны в период с 2003 по 2022 гг. в рамках Болонского процесса. Необходимость взвешенной оценки последствий выхода из Болонского процесса для качества отечественной высшей школы с учетом двухлетнего опыта ее функционирования вне границ Болонской декларации обусловливает актуальность данной публикации.

Попытки анализа накопленного опыта следования принципам Болонской декларации и поиск путей повышения качества российского высшего образования в современных условиях начались с заседания Совета Российского союза ректоров [1] и продолжились исследованиями других представителей академического сообщества. Отмечая высокую степень противоречивости данных высказываний и сопоставляя их с конкретными изменениями в отечественной высшей школе на протяжении последних двух лет, необходимо отметить недостаточную изученность проблем управления качеством современного высшего образования.

Цель исследования — выявление ключевых проблем и поиск перспектив повышения качества высшего образования в условиях функционирования вне Болонского процесса.

Задачи исследования:

• уточнить современное понимание понятия «качество высшего образования»;

• проанализировать актуальные направления изменений качества высшей школы, обусловленные опытом пребывания в рамках Болонского процесса и двухлетним функционированием вне его рамок;

• предложить рекомендации по взвешенному использованию в практике высшей школы ряда идей Болонской декларации.

Научная новизна работы заключается в авторском анализе проблем качества современного отечественного высшего образования и формулировании направлений решения данных проблем.

Для Цитирования:
А.Л. Дрондин, Как повлиял на качество отечественного высшего образования выход России из Болонского процесса. Юрист ВУЗа. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: