Ключевая задача российского высшего образования, заключающаяся в подготовке квалифицированных кадров для отечественной экономики, была подтверждена Президентом Российской Федерации в Послании к Федеральному Собранию 29 февраля 2024 г. Решение данной задачи невозможно без постоянного и пристального внимания к качеству вузовского образования. Дополнительный импульс к обсуждению самого понятия «качество образования», а также способов управления им, дало пребывание нашей страны в период с 2003 по 2022 гг. в рамках Болонского процесса. Необходимость взвешенной оценки последствий выхода из Болонского процесса для качества отечественной высшей школы с учетом двухлетнего опыта ее функционирования вне границ Болонской декларации обусловливает актуальность данной публикации.
Попытки анализа накопленного опыта следования принципам Болонской декларации и поиск путей повышения качества российского высшего образования в современных условиях начались с заседания Совета Российского союза ректоров [1] и продолжились исследованиями других представителей академического сообщества. Отмечая высокую степень противоречивости данных высказываний и сопоставляя их с конкретными изменениями в отечественной высшей школе на протяжении последних двух лет, необходимо отметить недостаточную изученность проблем управления качеством современного высшего образования.
Цель исследования — выявление ключевых проблем и поиск перспектив повышения качества высшего образования в условиях функционирования вне Болонского процесса.
Задачи исследования:
• уточнить современное понимание понятия «качество высшего образования»;
• проанализировать актуальные направления изменений качества высшей школы, обусловленные опытом пребывания в рамках Болонского процесса и двухлетним функционированием вне его рамок;
• предложить рекомендации по взвешенному использованию в практике высшей школы ряда идей Болонской декларации.
Научная новизна работы заключается в авторском анализе проблем качества современного отечественного высшего образования и формулировании направлений решения данных проблем.