Для оценки налоговых рисков в основном используются следующие механизмы:
— автоматический анализ декларации по НДС в программе «АСК НДС-2» с построением схемы поставщиков и покупателей (отчет «Дерево связей») для выявления выгодоприобретателя;
— оценка с точки зрения общедоступных критериев риска, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@;
— проведение предпроверочного анализа (ППА), в котором обобщается вся информация о налогоплательщике: схемы построения бизнеса, наличие имущества, основные контрагенты, контрагенты, имеющие признаки недобросовестности, аффилированные лица (если они установлены). Инспекторами указывается суть установленных нарушений и размер предполагаемых доначислений.
По замыслу ФНС, предпроверочный анализ должен быть выполнен на таком уровне, что назначенная проверка на основании такого анализа была бы призвана только собрать доказательства и оформить их в виде процессуальных документов (сначала акта, а затем решения).
Налоговая инспекция необязательно придет с проверкой, даже если в результате ППА будут установлены нарушения. Ввиду нехватки специалистов налоговая, возможно, будет просить плательщика самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства и доплатить налоги в бюджет, тем более что суммы, уплаченные по такому требованию, будут учитываться в показателях Инспекции как поступившие по проверке.
Поэтому, если с вас настойчиво требуют доплатить налоги за прошлые периоды, за которые камеральная проверка уже завершена, а вы игнорируете такое требование и не оспариваете его, это может стать основанием для назначения выездной проверки.
Напомним, что камеральная проверка проводится Инспекцией по каждой представленной декларации в стенах налоговой и ограничена тремя месяцами (по НДС срок проверки два месяца с возможностью продления еще на месяц).
Выездная проверка — более «коварная» форма контроля, так как в рамках данной проверки могут быть затронуты даже три предшествующих года. Сама проверка может проводиться два месяца и на 6 месяцев может быть поставлена на «паузу» (приостановлена по предусмотренным в п. 9 ст. 89 НК РФ основаниям), а количество применяемых в рамках этой проверки мероприятий налогового контроля очень обширно: истребование документов у налогоплательщика и иных лиц (в некоторых случаях и у аудиторских организаций), допросы свидетелей, осмотры, выемка документов и предметов, экспертиза, привлечение специалистов (переводчиков, понятых).