Спустя три с лишним года после принятия Методики специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (далее — Методика), водители городского пассажирского транспорта продолжают высказывать недовольство по поводу недостатков оценки условий их труда. В большинстве случаев говорится о том, что специальная оценка условий труда (СОУТ) не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.
На водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:
• шум;
• инфразвук;
• вибрация общая и локальная;
• недостаточная освещенность в кабине;
• вредные вещества в воздухе;
• параметры микроклимата в кабине;
• тяжесть и напряженность труда.
Раньше, при аттестации рабочих мест (АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и пр.) и также довольно часто в результате считались вредными. Теперь, при спецоценке условий труда, водители лишаются льгот по результатам СОУТ.
Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация. В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (это очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение 2 к приказу Минтруда №33н от 24 января 2014 г.). И этот классификатор говорит о следующем:
• виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником;
• микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя);
• освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).