По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как перестроить цепочки поставок

Иван Смирнов консультант-эксперт департамента логистика ГК «КОРУС Консалтинг»

В настоящее время российский рынок переживает кризис, несравнимый с пандемическими ограничениями 2020 г. Из-за введенных санкций крупнейшие европейские порты — Роттердам, Антверпен, Гамбург — оказались закрыты для российских судов. Лидеры морских перевозок — Maersk, MSC CMA — уже в марте прекратили принимать бронирования и выгрузили все контейнеры, находящиеся в транзите, в ближайших портах. Так, в Европе застряло 8 тыс. контейнеров с российским импортом, а отечественные компании поняли, что необходимо перестраивать логистику и как-то иначе управлять своими цепочками поставок. Рассказываем, что происходит в сфере перевозок прямо сейчас и как бизнесу действовать в новых условиях.

Закрытие акватории со стороны запада стало серьезным ударом для российских компаний. Контейнерооборот ориентированных на европейские поставки портов Балтийского бассейна может упасть на 90 % во втором квартале и на 70 % по итогам года — такие прогнозы публикует Forbes со ссылкой на экспертов. Перевалочные мощности портов Владивостока и Находки, а также акватории Дальнего Востока довольно ограничены. Пропускная способность Северного морского пути тоже очень мала — в 2020 г. она составляла 30 млн т. Кроме того, несмотря на достаточное для СМП количество ледоколов, проблема с нехваткой контейнеровозов ледового класса остается нерешенной. Сейчас идут активные работы по модернизации в портах Мурманска, Архангельска, Певека, ведется строительство терминалов «Енисей» и «Утренний», порта «Бухта Север». После их ввода в эксплуатацию в 2024 г. суммарный грузооборот портов Северного морского пути может составить 85 млн т, и только к 2030 г. — 115 млн т.

На увеличение грузооборота повлияет и строительство в ЯНАО Северного широтного хода — его провозная способность составит в среднем 20 млн т грузов в год. Авиационные грузоперевозки и раньше были экономически целесообразны лишь в редких случаях по причине высокой стоимости и сравнительно небольшого объема грузов — около 1 % от общего оборота. По данным Росавиации, в 2021 г. российские авиакомпании перевезли около 1,46 млн т грузов, включая почту. Отмена авиаперелетов в ЕС в конце февраля сделала перевозки по воздуху еще более дорогими. Работать теперь можно только иностранным компаниям, которые летают в Россию, например турецким и перевозчикам из стран Персидского залива.

Число перевозчиков сократилось и в автотранспорте, что вызвало повышение стоимости услуг в 2–3 раза. Определенные сложности возникают и с восточной стороны — весь тот поток, который ожидал загрузки в китайских портах, начали перекидывать на железную дорогу — она испытывает экстремальную нагрузку. До 2024 г. Дальневосточная железная дорога намерена инвестировать в развитие своей инфраструктуры в Приморском крае 23,5 млрд руб., но долгосрочные планы не решат текущие проблемы бизнеса.

Для Цитирования:
Иван Смирнов, Как перестроить цепочки поставок. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: