Медосмотр водителей перед рейсом был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х гг. и позволял выявлять и отстранять от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.
Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 1970-х гг. медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 г. количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58 %. В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 г. оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.
В наши дни обязанность организовать предрейсовое медицинское освидетельствование водителей возлагается на каждое юрлицо и ИП (ст.20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это правило не распространяется лишь на экстренные службы (полицию, ГИБДД, скорую помощь, газовиков, МЧС и пр.).
С помощью регулярного прохождения медицинских осмотров водителей можно своевременно определить различные отклонения здоровья. Профилактикой дорожно-транспортных происшествий является грамотная организация предрейсовых медицинских осмотров, в результате которых составляется протокол контроля трезвости водителя автотранспортного средства. Он должен быть пронумерован, скреплен печатью учреждения здравоохранения или предприятия и прошнурован. Бланк протокола содержит Ф. И. О., возраст и место работы водителя, время и дату проведения медицинского осмотра, принятые меры, заключение, фамилию медработника.
Основная задача предрейсового медицинского осмотра заключается в выявлении у водителя автотранспорта признаков употребления алкогольных напитков, наркотических средств, запрещенных лекарств, признаков разных заболеваний, утомления, остаточных явлений похмельного синдрома. Если выявляются какие-либо основания, то водитель не допускается к управлению транспортным средством.