По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.012.413 DOI:10.33920/pro-01-2409-06

Как оценить культуру управления в компании

А.Н. Капитонов ООО «ОТиДО Консалтинг», Россия, Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 34, E-mail: kapitonov@otido.pro

В статье описывается авторская методика «3D-модель управленческих коммуникаций», позволяющая оценить культуру управления как в отдельном подразделении, так и в компании в целом. Инструмент содержит индикаторы качества управленческих коммуникаций в трех направлениях — локальном, вертикальном и горизонтальном, что позволяет общую картину управления в диагностируемой структуре. По итогам оценки возможен сравнительный анализ культуры управления в разных подразделениях и формирование программы культурной трансформации в масштабе всей компании. «3D-модель» фокусируется на среднем менеджменте как основном носителе культуры управления в организации. В настоящее время данная методика применяется в нескольких российских компаниях в рамках проектов по развитию управленческой культуры. Статья ориентирована на экспертов, отвечающих в своих компаниях за реализацию инициатив по повышению качества управления: HR-специалистов, сотрудников проектных офисов, топ-менеджеров.

Литература:

1. Бек Д., Кован К. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями. «BestBusinessBooks», 2010.

2. Денисон Д., Хойшберг Р., Лэйн Н. Изменение корпоративной культуры в организациях. «Питер», 2013.

3. Ким К., Роберт К. Диагностика и изменение организационной культуры. «Питер», 2001.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Классическое издание. «Вильямс», 2020.

5. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. «Альпина Паблишер», 2012.

6. Бланшар К. Одноминутный менеджер и жизненное равновесие. «Попурри», 2014.

7. Ленсиони П. Пять пороков команды. Бизнес-роман. «Манн, Иванов и Фербер», 2022.

8. Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. «Альпина Паблишер», 2023.

9. Архангельский Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент. Энциклопедия решений. «Альпина Диджитал», 2008.

10. Фридман А.С. Вы или хаос. Профессиональное планирование для регулярного менеджмента. «Добрая книга», 2015.

11. Годдарт Э. Цель. Процесс непрерывного совершенствования. «Альпина Про», 2004.

12. Иванова С.В. 50 советов по нематериальной мотивации. «Альпина Паблишер», 2012.

13. Лайкер Д., Майер Д. Талантливые сотрудники. «Альпина Диджитал», 2007.

14. Сахарчук Е.С., Кузнецов В.В. Корпоративное образование: стратегия развития. «Кнорус», 2019.

15. Безручко П.С. Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой. «Альпина Паблишер», 2019.

1. Beck D., Cowan K. Spiral Dynamics: Managing Values, Leadership, and Change. "BestBusinessBooks", 2010.

2. Denison D., Hoishberg R., Lane N. Changing Corporate Culture in Organizations. "Peter", 2013.

3. Kim K., Robert K. Diagnostics and Change of Organizational Culture. "Peter", 2001.

4. Mescon M., Albert M., Khedouri F. Fundamentals of Management. Classic edition. "Williams", 2020.

5. Deming E. Out of the Crisis: A New Paradigm for Managing People, Systems, and Processes. "Alpina Publisher", 2012.

6. Blanchard K. The One Minute Manager and Life Balance. "Potpourri", 2014.

7. Lencioni P. The Five Dysfunctions of a Team. Business Novel. "Mann, Ivanov and Ferber", 2022.

8. Covey S. 7 Habits of Highly Effective People. Powerful Tools for Personal Development. "Alpina Publisher", 2023.

9. Arkhangelsky G.A. Corporate Time Management. Encyclopedia of Solutions. "Alpina Digital", 2008.

10. Friedman A.S. You or Chaos. Professional Planning for Regular Management. "The Good Book", 2015.

11. Goddard E. Goal. The Process of Continuous Improvement. "Alpina Pro", 2004.

12. Ivanova S.V. 50 Tips for Non-Material Motivation. "Alpina Publisher", 2012.

13. Liker D., Mayer D. Talented Employees. "Alpina Digital", 2007.

14. Sakharchuk E.S., Kuznetsov V.V. Corporate education: development strategy. "Knorus", 2019.

15. Bezruchko P.S. Regular management practices. Performance management, team management. "Alpina Publisher", 2019.

Для чего нужно развивать культуру управления в российских компаниях

Насколько актуальны для современного бизнеса вопросы развития культуры управления? На наш взгляд, «Культура управления» — это не всегда очевидный, но всегда значимый фактор, который может повлиять на результативность и общий успех компании. Вот несколько характерных примеров, подтверждающих важность этого фактора:

• Нефтехимический холдинг, созданный в результате активной скупки химических производств по всей стране. В этот холдинг входят разные производственные площадки, с разной историей, из разных регионов и с разными коллективами. Все эти площадки управляются из одного корпоративного центра. Компания бурно растет и идет активная ротация кадров между площадками, строятся новые заводы. При переходе на новую площадку у новых сотрудников уходит много времени и сил на то, чтобы адаптироваться к местным порядкам, ведь все заводы — исторически разные. Получается, что вроде компания одна, а на каждой площадке — «свой устав». При этом для холдинга важно привести управление к единому стандарту на всех предприятиях, чтобы повысить скорость адаптации сотрудников и иметь возможность перебрасывать на новые площадки руководителей с разных заводов, и чтобы они все приходили уже с общим подходом к управлению и не тратили время на «притирку». Поэтому компания целенаправленно занимается внедрением единого «стандарта работы руководителя», то есть развивает культуру управления.

• Производство изделий из бумаги и картона. В бумажную отрасль пришли новые технологии, и оказывается, что в XXI веке производство «картонной упаковки» — это уже сложное и высокотехнологичное производство. А начальники установок, мастера, технологи — это высококвалифицированные и редкие специалисты. При этом их руководители, начальники цехов и производств, — потомственные производственники, как правило, достаточно возрастные сотрудники, зачастую с авторитарным подходом к управлению. В этой компании ежегодные опросы вовлеченности показывают тенденцию на рост текучести именно среди молодых технологов, а основным фактором снижения вовлеченности является «Отношения с руководством». Таким образом компания получает тревожный сигнал — изменение социальных настроений, которое выражается в снижении вовлеченности, падении лояльности, в конечном итоге — в росте текучести самого ценного производственного персонала. Ситуация разворачивается в соответствии с принципом — «люди приходят в компанию, а уходят от руководителя». «Ухудшение социальных настроений» стало прямым сигналом к работе по развитию культуры управления в этой компании с фокусом на среднее звено руководства.

Для Цитирования:
А.Н. Капитонов, Как оценить культуру управления в компании. Управление качеством. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: