По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.45

Как оценить эффективность бизнес-процессов в промышленном холдинге

Хлевная Е. А. канд. экон. наук, канд. психол. наук, доцент кафедры анализа хозяйственной деятельности, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, e-mail: elankha@yandex.ru
Казакова Н. А. д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой анализа хозяйственной деятельности, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье рассматривается проблема оценки эффективности бизнеспроцессов в холдинговых структурах. Представлены особенности разработки и регламентации структуры бизнес-процессов разветвленных взаимосвязанных организаций. Рассмотрены основные концепции оценки эффективности через систему показателей. Дается пример разработки показателей для конкретного бизнес-процесса. Приводится пример увязки показателей оценки эффективности бизнес-процессов со стратегическими целями предприятия.

Литература:

1. Хлевная Е. А. Бюджетирование как инструмент реализации стратегии и управления развитием предприятия // Управленческий учет. — 2009. — № 2. — С. 16–21.

2. Kaplan Robert S., David P. Norton, Bjarne Rugelsjoen. Managing Alliances with the Balanced Scorecard // Harvard Business Review. — 2010. — V. 88. — No. 1 (January-February).

Проблема оценки эффективности бизнес-процессов в холдинговых структурах выходит на одно из первых мест в системе управления. Предприятия встают перед необходимостью через постановку целей и разработку способов их достижения обеспечивать эффективное и рациональное управление бизнес-процессами организации как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Важнейшей целью долгосрочного управления является стратегическое развитие предприятия, которое во многом определяется эффективностью бизнес-процессов всех структурных подразделений холдинга.

Холдинговые структуры функционируют сегодня в самых различных отраслях и секторах экономики, на всех уровнях экономической системы — от регионального до транснационального, и характеризуются двумя основными тенденциями: интеграцией промышленных, торговых, кредитно-финансовых и других учреждений в рамках единой структуры и диверсификацией — расширением сферы своей деятельности за счет создания дочерних компаний и филиалов.

Определяющим институциональным признаком холдинговых структур является контроль, осуществляемый головной компанией над дочерними. Высокая дифференциация и растущая сложность деятельности, а также необходимость поддержания конкурентоспособности во внешней среде вызывает необходимость наличия показателей оценки эффективности всех структурных подразделений как постоянно действующей информационно-аналитической системы контроля и повышения эффективности управления бизнес-процессами холдинга.

На современном этапе развития системы управления ведущей парадигмой является процессный подход, который можно считать базовым при интегрировании предприятия. При процессном подходе объектом управления выступает определенная деятельность на предприятии — процесс, который можно определить как ряд взаимосвязанных видов деятельности, характеризующихся потреблением ресурсов (вход процесса) и дающих определенный результат (выход процесса). Процессы проходят через все подразделения, вовлекая все службы предприятия, и ориентируются на конечный результат — увеличение стоимости бизнеса. Управляя процессами, имеющими свои цели, можно добиться высокой эффективной деятельности с помощью хорошо налаженных горизонтальных связей в вертикальной структуре управления предприятием. Следовательно, деятельность предприятия представляет собой сложную совокупность бизнеспроцессов, каждому из которых соответствуют свои ресурсные и финансовые потоки.

Для Цитирования:
Хлевная Е. А., Казакова Н. А., Как оценить эффективность бизнес-процессов в промышленном холдинге. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала