Учебник предназначен для изучения цитологии, эмбриологии и гистологии и контроля усвоения материала студентами, обучающимися по специальности «ветеринария». Учебник может быть рекомендован к использованию студентам-медикам, ветеринарно-санитарным экспертам, зооинженерам и биологам, а также в программах повышения квалификации по названным направлениям.
Материал учебника охватывает весь курс цитологии, гистологии и эмбриологии животных, изучаемый по программам ветеринарных факультетов вузов РФ. Базовый курс учебника поделен на шесть разделов:
1. Введение в морфологию.
2. Основы общей цитологии.
3. Основы общей эмбриологии.
4. Основы сравнительной эмбриологии.
5. Основы общей гистологии (2 подраздела).
6. Частная гистология (11 подразделов).
Учебнику в высшей степени присущи систематичность и схематичность в изложении материала. Кроме традиционных в учебниках по цитологии, эмбриологии и гистологии рисунков и микрофотографий учебник снабжен большим количеством авторских структурно-логических схем, делающих необходимую систематизацию материала более простой и удобной для студентов.
По построению учебник является оригинальным. Материал каждой темы («программы») сначала излагается в форме «вопрос-ответ». Коротким, четко сформулированным вопросам следуют такие же короткие, но всеобъемлющие ответы. В сумме все вопросы-ответы охватывают полностью материал темы и раздела. Весь проработанный материал суммируется в виде «Обобщения», что помогает студенту объединить полученные знания в систему. Завершают проработку раздела «Контрольные вопросы», отвечая на которые студент может объективно оценить свое знание темы. Дополнительные материалы к пособию находятся в свободном доступе в Интернете, в электронно-библиотечной системе.
Главная особенность этого учебника состоит в том, что он предназначен для самообучения («учит учиться», что, к сожалению, в значительной мере утрачено средней школой). Очень важным в связи с нетрадиционностью изложения материала является раздел «Как пользоваться учебником». В разделе дан ключ методического подхода к изучению материала, следуя которому студент приходит к эффективному результату в обучении, а применив разработанную авторами формулу, сможет объективно оценить степень усвоения материала как на настоящий момент, так и остаточных знаний. Использование формулы позволяет выяснить, что из проработанного материала следует повторить для лучшего понимания и закрепления.
Учебник может быть чрезвычайно полезен не только в случае очного образования, когда студент находится в постоянном двустороннем контакте с преподавателем, но и при очно-заочной, заочной и дистанционной формах обучения, которые все шире используются в настоящее время.
В стиле и способе подачи материала в учебнике виден высокий уровень квалификации авторов как специалистов и педагогов. Использование учебника поможет как студентам при освоении курса цитологии, гистологии и эмбриологии, так и преподавателям для приобретения нового взгляда на современные приемы преподавания.
Интересные факты
Минист р сельского хозяйства России А. Ткачев призвал создать в России единую ветеринарную службу
В России должна быть единая ветеринарная служба. Для этого готовится ряд поправок в законы и постановления правительства, заявил глава МСХ РФ Александр Ткачев в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации. По словам министра, в стране нет ветеринарной вертикали: «У нас тут анархия, каждый сам по себе, каждый губернатор решает по-своему эту проблему». Министр подчеркнул, что ситуация с заболеваниями животных и распространением их болезней сложная, постоянно приходят сводки об очагах африканской свиной чумы, и в стране уничтожаются сотни тысяч животных. А. Ткачев уверен, что должна присутствовать дисциплина в ветеринарии, ведь заболевание животных является препятствием для экспорта мяса, например, в Китай. «Все страны зарабатывают на экспорте агропродукции, ведь не у всех же есть нефть и газ», – сказал Ткачев.