ПФР не запросит справку о переплате у организации, если она захочет вернуть взносы за прошлый, 2017 год, которые перечислила в текущем году. Достаточно подать в ПФР заявление. Фонд сам сверится с налоговиками и примет решение. Такой алгоритм действий прописан между ПФР и ФНС в совместном письме от 04.10.2017 № НП-30–26/15844/ГД-4–8/20020@. ФНС и ПФР договорились, как будут возвращать переплату по старым взносам, которые организация перечислила на КБК со значением 182, что прописано в письме № НП-30–26/15844/ГД-4–8/20020@.
Правила касаются взносов, которые организация переплатила добровольно, а также переплаты взносов, которые инспекторы излишне взыскали из-за некорректного сальдо. Решение о возврате переплаты за периоды до 2017 года принимают фонды согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ. Положительное решение возможно, только если у организации нет задолженности по страховым взносам. Но все долги за прошлые годы в текущем 2017 году организации перечисляли уже в налоговую. Из-за этого могла возникнуть переплата на КБК с кодом 182, решение о возврате которой все равно должен принимать фонд. ПФР платежей 2017 года не видит, поэтому было не ясно, как организации вернуть деньги. Возврат осуществляется в течение трех недель. Для этого нужно, чтобы организация без ошибок записала в заявлении реквизиты счета, а сальдо по взносам в ИФНС и ПФР должно совпадать. Для возврата денежных средств по взносам необходимо подать в Пенсионный фонд заявление по рекомендованной форме (см. рис.).
Когда организация подаст заявление, специалисты фонда запросят в УФНС по региону сальдо на текущую дату в течение двух рабочих дней. УФНС в течение трех рабочих дней ответит фонду. Далее за два рабочих дня фонд будет сверять полученные сведения. Если специалисты обнаружат расхождения в сальдо налоговой и собственных данных, то запустят процедуру по их уточнению, которая продлится в течение 30 дней, то есть месяц.
Организация вправе обратиться в фонд либо в ИФНС, если в ее карточке числится несуществующая недоимка по взносам. Инспекторы и фонды согласуют информацию и исправят ошибки в течение 30 рабочих дней. О таком порядке ФНС впервые договорилась с Пенсионным фондом и Фондом соцстраха согласно письмам от 06.09.2017 № НП-30–26/13859/ЗН-4–22/17710@, от 15.09.2017 № 02–11–10/06–02–3959 П/3 н-4–22/18490@. Из писем следует, что обратиться с требованием исправить ошибки организация вправе как в фонды, так и в налоговую. Если обратитесь в инспекцию, у налоговиков будет официальная бумага о том, что недоимка незаконная. Это может остановить взыскание. Инспекторы советуют сразу с заявлением сдать в ИФНС справку из ПФР о правильном сальдо. Если подадите заявление в фонд, сэкономите три рабочих дня, в течение которых налоговики передают данные в ПФР и ФСС. Но тогда выше риск, что налоговики выставят требование или спишут деньги по инкассо. Стоит уточнить в своей ИФНС, какой вариант быстрее и безопаснее. Если обращаться в ИФНС, сдайте заявление в свободной форме, в котором потребуйте исправить сальдо расчетов и не удерживать незаконную недоимку. Инспекторы в течение трех рабочих дней через УФНС передадут данные в фонды. Фонд в течение 20 рабочих дней должен проанализировать сведения, свериться с организацией и вынести решение.