По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как оптимизировать закупочную деятельность

Шалдунова Л. Н. директор по маркетингу, группа электронных площадок ОТС.RU

Грамотное управление закупками и поставками позволяет оптимизировать закупочную деятельность предприятия или компании, помогает сократить затраты времени и финансовые расходы. Однако нередко участники торгов сталкиваются с определенными сложностями. В данной статье рассматриваются наиболее распространенные проблемы и возможные способы их решения.

Литература:

1. Приказ Минэкономразвития России № 428 от 26 октября 2009 г. «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» и приказ Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 «О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме».

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

3. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оптимизировать закупочную деятельность можно путем подбора наиболее подходящих инструментов управления. Один из них — электронные торговые площадки, позволяющие автоматизировать закупочный процесс и существенно экономить на закупках. Причем за последние годы организация электронных закупок претерпела значительные изменения, чему способствовало как развитие технологий, так и совершенствование законодательной базы.

Реформы закупочной системы на государственном уровне стимулировали развитие закупок в коммерческом сегменте. Изменения законодательной базы привело к четкому разделению корпоративных закупок и закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вначале регулятором был определен порядок отбора электронных площадок [1] для проведения открытых аукционов в электронной форме, на основе которого были отобраны пять электронных торговых площадок, где и стали проходить торги в форме аукционов на поставки для госзаказчиков [2].

Но на этом реформы закупочной системы России не завершились. Был установлен регламент осуществления закупок для отдельных видов юридических лиц, в частности компаний с долей госучастия более 50 %, субъектов естественных монополий, предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства, государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий и ряда других [3].

Однако действовать в соответствии с предписанным порядком закупок, в отличие от 94-ФЗ, вступившего в силу единовременно, организации должны были поэтапно. В первую очередь это коснулось государственных корпораций, которые были обязаны соблюдать 223-ФЗ с 1 января 2012 г. В то же время муниципальные унитарные предприятия начали по нему работать только с 1 января 2014 г., если более ранний срок не был предусмотрен представительным органом муниципального образования.

Отсутствие системности в реализации 223-ФЗ привело к разнообразию форм организации закупок в различных компаниях и затруднило возможности контроля соблюдения законодательства. На текущий момент этот недостаток практически полностью устранен, что крайне важно для рынка емкостью 15 трлн руб. в год, превышающего емкость рынка госзакупок практически в два раза.

Для Цитирования:
Шалдунова Л. Н., Как оптимизировать закупочную деятельность. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: