Оптимизировать закупочную деятельность можно путем подбора наиболее подходящих инструментов управления. Один из них — электронные торговые площадки, позволяющие автоматизировать закупочный процесс и существенно экономить на закупках. Причем за последние годы организация электронных закупок претерпела значительные изменения, чему способствовало как развитие технологий, так и совершенствование законодательной базы.
Реформы закупочной системы на государственном уровне стимулировали развитие закупок в коммерческом сегменте. Изменения законодательной базы привело к четкому разделению корпоративных закупок и закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вначале регулятором был определен порядок отбора электронных площадок [1] для проведения открытых аукционов в электронной форме, на основе которого были отобраны пять электронных торговых площадок, где и стали проходить торги в форме аукционов на поставки для госзаказчиков [2].
Но на этом реформы закупочной системы России не завершились. Был установлен регламент осуществления закупок для отдельных видов юридических лиц, в частности компаний с долей госучастия более 50 %, субъектов естественных монополий, предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства, государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий и ряда других [3].
Однако действовать в соответствии с предписанным порядком закупок, в отличие от 94-ФЗ, вступившего в силу единовременно, организации должны были поэтапно. В первую очередь это коснулось государственных корпораций, которые были обязаны соблюдать 223-ФЗ с 1 января 2012 г. В то же время муниципальные унитарные предприятия начали по нему работать только с 1 января 2014 г., если более ранний срок не был предусмотрен представительным органом муниципального образования.
Отсутствие системности в реализации 223-ФЗ привело к разнообразию форм организации закупок в различных компаниях и затруднило возможности контроля соблюдения законодательства. На текущий момент этот недостаток практически полностью устранен, что крайне важно для рынка емкостью 15 трлн руб. в год, превышающего емкость рынка госзакупок практически в два раза.