От чего зависит наполнение городского бюджета? Как оно коррелирует с основными социально-экономическими показателями? Эти вопросы стали предметом обсуждения на круглом столе «Динамика и тенденции бюджетной обеспеченности городов России», который прошел в Общественной палате РФ. Вниманию участников были представлены результаты мониторинга бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
При подготовке мониторинга были использованы данные по доходам и расходам городских бюджетов за последние пять лет, которые предоставили власти муниципальных образований, входящих в Союз российских городов (СРГ), рассказал, открывая заседание, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, генеральный директор союза Андрей Максимов.
«Бюджетная обеспеченность или дефицит финансов — это ключевая проблема для городов. Практически все городские руководители регулярно обозначают ее на самых разных площадках. Но для того чтобы апеллировать точными данными, нужен сводный анализ, который мы постарались провести», — пояснил Андрей Максимов.
Результаты мониторинга озвучила профессор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доктор экономических наук Вера Левина. Авторы исследования подробно проанализировали структуру доходов и расходов городских бюджетов. Так, удалось выяснить, что географическое положение более существенно влияет на их доходную часть, чем численность населения. По словам спикера, лучшие показатели по доходам присущи городам, расположенным в особых геоклиматических условиях, таким как Анадырь, Братск, Благовещенск, Иркутск, Магадан, Нижневартовск, Петропавловск-Камчатский, Ханты-Мансийск. Достаточно высокая бюджетная обеспеченность присуща и городам Московской области.
Особое внимание авторы исследования уделили роли налогов в формировании доходной части бюджетов. Как отметила Вера Левина, среди налогов наиболее значимым для городских бюджетов является НДФЛ. В большинстве городских бюджетов он составляет 60–70 % от суммарного объема налоговых доходов. Наиболее обеспечены налоговыми доходами города Московской области, такие как Волоколамск, Ногинск, Щелково, а также города, специализирующиеся на добыче природных ресурсов или расположенные в особых геоклиматических условиях. В тех городах, где в 2019–2023 годах отмечалось увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты, это происходило благодаря увеличению количества налоговых источников, передаваемых региональными властями на местный уровень, а также росту нормативов, по которым происходила передача.