По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как оптимизировать городские бюджеты

Бюджетная обеспеченность или дефицит финансов — это ключевая проблема для городов. Практически все городские руководители регулярно обозначают ее на самых разных площадках. Но для того чтобы апеллировать точными данными, нужен был сводный анализ. Авторы исследования подробно проанализировали структуру доходов и расходов городских бюджетов. Так, удалось выяснить, что географическое положение более существенно влияет на их доходную часть, чем численность населения. Лучшие показатели по доходам присущи городам, расположенным в особых геоклиматических условиях, таким как Анадырь, Братск, Благовещенск, Иркутск, Магадан, Нижневартовск, Петропавловск-Камчатский, Ханты-Мансийск. Достаточно высокая бюджетная обеспеченность присуща и городам Московской области. Среди налогов наиболее значимым для городских бюджетов является НДФЛ. В большинстве городских бюджетов он составляет 60–70 % от суммарного объема налоговых доходов. Наиболее обеспечены налоговыми доходами города Московской области, такие как Волоколамск, Ногинск, Щелково, а также города, специализирующиеся на добыче природных ресурсов или расположенные в особых геоклиматических условиях. В тех городах, где в 2019–2023 годах отмечалось увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты, это происходило благодаря увеличению количества налоговых источников, передаваемых региональными властями на местный уровень, а также росту нормативов, по которым происходила передача. Что же касается расходов городских бюджетов, то они преимущественно концентрируются в сферах образования и ЖКХ. Так, расходы на образование составляют в среднем 35–50 % от общего объема расходов. Расходы на ЖКХ ежегодно значимо изменялись во многих городах. Это связано с участием в программах, получением субсидий, осуществлением капитальных расходов.

От чего зависит наполнение городского бюджета? Как оно коррелирует с основными социально-экономическими показателями? Эти вопросы стали предметом обсуждения на круглом столе «Динамика и тенденции бюджетной обеспеченности городов России», который прошел в Общественной палате РФ. Вниманию участников были представлены результаты мониторинга бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

При подготовке мониторинга были использованы данные по доходам и расходам городских бюджетов за последние пять лет, которые предоставили власти муниципальных образований, входящих в Союз российских городов (СРГ), рассказал, открывая заседание, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, генеральный директор союза Андрей Максимов.

«Бюджетная обеспеченность или дефицит финансов — это ключевая проблема для городов. Практически все городские руководители регулярно обозначают ее на самых разных площадках. Но для того чтобы апеллировать точными данными, нужен сводный анализ, который мы постарались провести», — пояснил Андрей Максимов.

Результаты мониторинга озвучила профессор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доктор экономических наук Вера Левина. Авторы исследования подробно проанализировали структуру доходов и расходов городских бюджетов. Так, удалось выяснить, что географическое положение более существенно влияет на их доходную часть, чем численность населения. По словам спикера, лучшие показатели по доходам присущи городам, расположенным в особых геоклиматических условиях, таким как Анадырь, Братск, Благовещенск, Иркутск, Магадан, Нижневартовск, Петропавловск-Камчатский, Ханты-Мансийск. Достаточно высокая бюджетная обеспеченность присуща и городам Московской области.

Особое внимание авторы исследования уделили роли налогов в формировании доходной части бюджетов. Как отметила Вера Левина, среди налогов наиболее значимым для городских бюджетов является НДФЛ. В большинстве городских бюджетов он составляет 60–70 % от суммарного объема налоговых доходов. Наиболее обеспечены налоговыми доходами города Московской области, такие как Волоколамск, Ногинск, Щелково, а также города, специализирующиеся на добыче природных ресурсов или расположенные в особых геоклиматических условиях. В тех городах, где в 2019–2023 годах отмечалось увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты, это происходило благодаря увеличению количества налоговых источников, передаваемых региональными властями на местный уровень, а также росту нормативов, по которым происходила передача.

Для Цитирования:
Как оптимизировать городские бюджеты. Глава местной администрации. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: