По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как онлайн-экспансия «жестких дискаунтеров» отразится на рынке продуктовой розницы

Падение доходов у населения привело к росту продуктовых сетей в классе «супер-эконом», но тут снизу постучали: оказалось, что рынку еще есть куда развиваться и на роль локомотива в этом сегменте претендуют «жесткие дискаунтеры». Учитывая, что онлайн-продажи никто из игроков не собирается пускать на самотек, в среднесрочной перспективе мы ожидаем активного перехода новых игроков в интернет. О перспективах таких начинаний рассуждает эксперт по настройке бизнес-процессов Глеб Белавин.

Замечено, что при перманентном стрессе человек пытается больше есть, а при экономической стагнации — делать это и за меньшую цену. К 2022 году доля «жестких дискаунтеров» на рынке продуктового ритейла превысила 10 %, и я ставлю на то, что это только начало. Потребительская активность людей сегодня — это попытка привычным и дешёвым способом сохранить тот уровень гормона удовольствия, который остался у большинства с прошлых лет: в моде по-прежнему внешние стереотипы успеха с покупкой избыточного количества продуктов и вещей.

«Жесткие дискаунтеры» здесь пришлись как нельзя кстати. Опыт выжимания желанной цены из поставщиков за счет продаваемых объемов, торговля продуктами на грани истечения срока годности и минимальный уровень сервиса — сегодня стали привычным фоном для развития продуктового ритейла в новых условиях. Минимальный чек перевесил все остальные преимущества сетевой торговли и то, что еще вчера обычным ритейлерам казалась неприемлемыми условиями для работы, сегодня воспринимаются ими как маркетинговые ноу-хау и рост количества площадок с жестким дисконтом — лишнее тому подтверждение.

Традиционно законодателем российской моды в нише «жесткого дискаунтера» выступали два игрока: «Светофор» из Красноярска и уральский «Доброцен», которые генерировали основной рост в этом сегменте, ориентируясь на самого экономного покупателя. С введением санкций и снижения покупательной способности, формат «склада с кассами» привлек внимание крупных игроков продуктового ритейла. С недавних пор в гонку за низкими ценами включились и в торговых сетях «Магнит» и X5 Group, которые вышли на рынок дисконта под собственными брендами «Первый выбор» и «Чижик» соответственно.

Думаю, что самым логичным шагом в борьбе за непритязательного потребителя со старожилами рынка станет переход последних в онлайн, где основные торговые сети существуют давно и вряд ли будут рады новичкам. Обоюдная экспансия обещает стать интересным зрелищем, если бы не одно «но». В онлайн сегменте их ждет конкуренция со стороны маркетплейсов, которые с недавних пор все активнее продвигают удаленную торговлю продуктами с экспресс-доставкой за час-полтора. Логистика в e-commerce традиционно заточена под работу с курьерами и максимально быструю доставку, так что «жестким дискаунтерам» здесь придется несладко.

Для Цитирования:
Как онлайн-экспансия «жестких дискаунтеров» отразится на рынке продуктовой розницы. Директор по маркетингу и сбыту. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала