К настоящему времени в общей долевой собственности 8,5 млн человек находятся 88,3 млн га сельскохозяйственных угодий (45,2% от общей площади этого вида угодий в составе категории земель сельскохозяйственного назначения) [3].
Возникновение общей долевой собственности на сельскохозяйственные угодья (образование земельных долей) было инструментом реорганизации аграрного сектора экономики в самом начале 90‑х гг. прошлого века, который должен был решить сразу три задачи:
— в массовом порядке быстро создать частную земельную собственность. В тот же период также шло предоставление земельных участков гражданам на праве частной собственности (например, фермерам), но это была точечная, растянутая во времени приватизация, а не массовое, сжатое по срокам формирование частной земельной собственности, которая должна была стать одним из факторов необратимости проводимых реформ. То есть передача сельскохозяйственных угодий в частную собственность представляла собой не столько экономико-правовую, сколько социально-политическую задачу:
— способствовать ускоренной реорганизации колхозов и совхозов — их администрация как бы становилась зависимой от работников хозяйств, которым при этом передавалась не только земля (главное средство производства), но и другое имущество этих хозяйств (в виде имущественных паев);
— путем последующей концентрации земли у наиболее эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей оптимизировать сложившуюся систему сельскохозяйственного землепользования (причем на основе саморегулирования). Однако на практике такой концентрации не произошло и большая часть приватизированных земель осталась в пользовании тех же хозяйств. Так, в 90‑х гг. наиболее распространенной сделкой с земельными долями была их аренда (46% от образованных долей), как правило, арендаторами выступали те же хозяйства (бывшие колхозы/совхозы), в счет земель которых доли образованы [5, 6]. Менее распространенным (16%) было внесение долей в уставные капиталы этих хозяйств. Кроме того, значительные площади (до 30%) использовались (и используются до сих пор) этими хозяйствами без оформления прав на землю. В результате примерно со второй половины 90‑х гг. в научный оборот устойчиво вошло понятие «проблема земельных долей».