Вопрос всегда в том, как правильно и вовремя обозначить личные границы. Этот термин пришел из психологии, он означает набор правил, которые помогают установить безопасные пределы поведения окружающих. Другими словами, личные границы позволяют отделить собственное «я» от другого человека, сохранить внутренний баланс и дать понять, какие действия со стороны другого недопустимы. Например, для кого-то нарушением границ будет сообщение в рабочем чате от руководителя, отправленное в ночи. Кому-то не нравится, когда его перебивают или игнорируют на совместных собраниях. Личные границы есть у каждого, но не все способны их обозначить и установить «буйки», за которые не стоит «заплывать» ни коллегам, ни руководителю.
Сложности чаще всего возникают уже в процессе работы. Во время адаптации сотрудник старается показать себя с лучшей стороны, зачастую берет на себя больше задач и ответственности, не может отказать коллегам или начальнику, а в результате остается неудовлетворенным, потому что все попытки исправить ситуацию купирует страх «а вдруг меня уволят».
В современном бизнесе нет четкого определения рабочего времени — мало кто сегодня работает с 09:00 до 18:00. Большую роль в этом сыграла пандемия, когда грань между рабочим и личным начала стираться у многих сотрудников. Изменились как форматы, так и режимы работы. И большая часть людей к этому приспособилась, осознав свои потребности, расставив жизненные приоритеты. Но не все. Кто-то, как и прежде, страдает, потому что вынужден работать с коллегами, клиентами или партнерами, живущими в разных часовых поясах; мириться со скандалистом-начальником или подковерными интригами коллег.
Нарастающее беспокойство и раздражение в долгосрочной перспективе ни к чему хорошему не приведут, поэтому проблему вне зависимости от степени ее запущенности следует решать здесь и сейчас.
Роман Шиндриков, психолог: «Точно не стоит стигматизировать себя: “Если у меня есть проблемы на работе, значит, я какой-то не такой”. Сложности и конфликты случаются абсолютно у всех, оптимальная рабочая среда — это скорее процесс, чем результат. Начать стоит с себя. Сконцентрируйтесь на том, какие навыки, умения и способы взаимодействия вы хотели бы освоить, как они могли бы вам помочь. Например, в следующей подобной конфликтной ситуации вы бы хотели научиться брать паузу, вместо того чтобы эмоционально вспыхивать и включаться в конфликт, подобрать те словесные конструкции, которые помогли бы вам наладить сотрудничество, а не уходить в конфронтацию или соперничество. Подобная задача выглядит уже более решаемой. Из таких маленьких реакций складывается все наше взаимодействие. И не только на работе».