По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как не стать сетью кофеен-клонов

Ключевые слова:

Говард Шульц стал генеральным директором Starbucks в 1987 году и за последующие годы превратил ее из небольшой фирмы с шестью кофейными магазинами в интернациональный бизнес, работающий в 50 странах мира. Историю успеха знаменитой сети изучают в престижных университетах и бизнес-школах. Но успех еще никогда не обеспечивал индульгенцию — крах может настигнуть даже акул бизнеса. Сколько угодно можно восхищаться бизнес-империей, построенной на кофе, ее масштабами, глобальным рынком и находчивой стратегией. Но к росту нужно быть готовым. Чем больше масштабируется бизнес, тем серьезнее препятствия ему приходится преодолевать. Главный бич сетевого бизнеса — до боли похожие друг на друга заведения, выветривающие напрочь любую атмосферу места. Яркий пример — сеть ресторанов «Макдоналдс». Бизнес-стратегия не включает авторский или оригинальный дизайн для заведений, хотя именно в этом сегменте торговли распространено создание атмосферной обстановки. Страшным сном Говарда Шульца стал кошмар, в котором кофейни Starbucks похожи друг на друга как две капли воды. Бизнес-гуру и сам открыто признается, что сравнение бизнес-империи Starbucks с сетевыми кафе-клонами считает несправедливым и далеким от действительности. В своей книге «Starbucks. Как чашка за чашкой строилась» (издательство «Альпина Паблишер», 2017) бизнесмен отвел целую главу, чтобы объяснить, почему Starbucks — уникальная кофейня, которая сохраняет индивидуальность везде, где бы ни находилась. Мы убеждены: этот опыт бесценен. Предлагаем вам журнальный вариант этой главы. На русском языке отрывок в периодической прессе публикуется впервые.

Ничто не причиняет мне такую боль, как слова критиков, сравнивающих Starbucks с какой-нибудь сетью дешевых универмагов или ресторанов быстрого питания. Не то чтобы я не восхищался тем, как вырос бизнес Walmart или McDonald’s, — у них есть чему поучиться. Но имидж, который они воплощают как в своих продуктах, так и в дизайне, очень далек от того образа, который мы культивируем в Starbucks, — стильного и элегантного.

Возможно, я установил планку слишком высоко. Подобно отцу, который многого ждет от своего ребенка, я желаю, чтобы Starbucks добилась всего самого лучшего: успеха во всех смыслах, — и при этом осталась на высоте новаторства и стиля.

К дизайну в Starbucks применяют такие же высокие стандарты, что и к кофе. Он должен быть лучшим в своем роде, высочайшего качества и выражать одновременно умудренность и доступность. Мы хотим, чтобы каждая кофейня отражала особенности местности, где расположена, и в то же время оставалась частью одного семейства. Быстрый рост заставляет нас стандартизировать дизайн и закупку, и тем не менее мы находим самые разные решения, чтобы не походить на семью клонов. Мы хотим, чтобы наш стиль был неизменным, но при этом нескучным. С самого начала мы боролись с внутренним противоречием: как воплотить особенный стиль, если мы так быстро открываем новые кофейни?

Я бы никогда не позволил Starbucks пожертвовать своей элегантностью или снижать ее степень ради роста. На самом деле мы потихоньку движемся в противоположном направлении. По мере своего роста мы можем позволить себе все больше вкладывать в творческий, новаторский дизайн, который радикально меняет представления людей о дизайне. Вот как нам удается удивлять и приводить в восторг посетителей, что всегда было отличительной чертой Starbucks и всего, что с ней связано.

Мне всегда очень нравились все аспекты дизайна Starbucks. Я считаю оформление кофеен отличным способом показать клиентам, что Starbucks на шаг впереди остальных. Многие наши клиенты — искушенные и разборчивые люди, и они ожидают от нас хорошего вкуса не только в отношении приготовления кофе, но и в эстетике кофеен и упаковки. Посетители ищут доступной роскоши, и если обстановка не выглядит стильной, к чему возвращаться сюда снова?

Для Цитирования:
Как не стать сетью кофеен-клонов. Современная торговля. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: