Очередное совещание по выполнению плана производства. Снова приходится оправдываться и быстро «тушить пожар» или переносить сроки сдачи продукции. Знакомая ситуация? Причин такого явления может быть несколько. Одной из основных являются доработки (в бережливом производстве – потери), исправление дефектов, доведение продукции до требуемого заказчиком состояния. Есть и чисто русское определение данного процесса: «напилинг» (доработка напильником). Доработки и исправления съедают определенные, чаще всего, незапланированные ресурсы, отчего растут сроки и себестоимость производства. А исправления зачастую одни и те же, из месяца в месяц, из года в год. И никак не вырваться из этого порочного круга, ведь план надо делать! Вопрос только в том, какой ценой? Но, выход, на самом деле, есть.
Еще в ХХ веке была сформулирована концепция встроенного качества – комплекса мер, направленного на недопущение изготовления некачественной продукции [1].
Концепция реализации встроенного качества:
1. Выявление и последовательный анализ несоответствий.
2. Выявление причин несоответствий.
3. Разработка и реализация мероприятий по устранению причин несоответствий.
4. Контроль результатов.
И, вроде бы, все просто, но на практике возникает множество вопросов. Основные из них мы и разберем в данной статье.
По сути, требуется решить три основных вопроса для реализации вышеуказанной концепции:
1. наладить систему сбора и анализа данных по видам, причинам и повторяемости возникающих дефектов. В идеале эта система должна быть автоматизирована для снижения риска искажения данных человеком;
2. стандартизировать действия операторов, здесь основная проблема – наладить исполнение этих стандартов;
3. вовлечь персонал, т. е. рабочих, операторов в этот процесс (что является самым сложным).
Согласитесь, никто лучше рабочего не знает проблемы на его рабочем месте, а порой, и способы их решения. Без рабочего, чаще всего, просто невозможно выявить причину дефекта, определить и реализовать мероприятия по ее устранению. О вовлечении персонала в работу по повышению качества процессов и, как следствие, продукции поговорим более подробно.