Сейчас проблема отсутствия запчастей для действующего оборудования стоит остро во многих критических отраслях, таких как автомобильная, нефтегазовая, авиационная, машиностроительная промышленность и т. д.
Наибольшее санкционное давление на российскую экономику оказывают страны коллективного Запада. Так, например, США и Великобритания ввели запрет на экспорт в Россию технологий и оборудования для нефтегазодобычи. ЕС ввел запрет на экспорт технологий двойного назначения, СПГ-технологий и технологий нефтепереработки. Кроме того, даже при отсутствии прямых указаний правительств происходит введение т. н. «самосанкций» со стороны отдельных компаний.
В середине марта 2022 г. такие «самосанкции», например, ввели сразу три флагмана нефтесервисного рынка: компания Halliburton сообщила о сворачивании своей деятельности в России, компании Schlumberger и Baker Hughes — о приостановке новых инвестиций. Данные компании не только поставляли в Россию оборудование, но и оказывали широкий спектр услуг — сервисное обслуживание, ремонт и т. д. Также Baker Hughes в последние годы трансформировалась в многопрофильную корпорацию, помимо традиционных нефтесервисных услуг занимающуюся поставками турбин, цифровыми, климатическими и аналитическими решениями [1].
Долгое время российские компании нефтегазовой отрасли предпочитали покупать готовые решения из-за рубежа, и это не прошло бесследно. Яркий тому пример — резкое сокращение добычи нефти на проекте «Сахалин-1» после того, как американская компания ExxonMobil отозвала своих специалистов. Ограничения поставок оборудования для «Ямала-СПГ» также резко ударили по проекту, поскольку доля иностранного оборудования на предприятии крайне велика.
Подобная проблема существует и в других отраслях. Так, авиационная отрасль, равно как и двигателестроение, всегда являлись драйверами российской экономики, и в силу своей высокотехнологичности и наукоемкости они создавали большой синергетический эффект. Компетенции авиационной промышленности можно использовать во многих других смежных секторах экономики для создания на их базе конкурентоспособной на мировом рынке продукции. С другой стороны, сегодня доля российской авиационной продукции, гражданской и военной, на мировом рынке составляет не более 1 %. На фоне украинского кризиса в марте прошлого года компании Airbus и Boeing прекратили поддержку российской авиационной промышленности — были приостановлены поставка запчастей, техническое обслуживание и техническая поддержка самолетов в России