По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как наладить эффективное взаимодействие структурных подразделений предприятия

Шматко А.Д. профессор, профессор РАО, д-р экон. наук, заведующий кафедрой Р1 Менеджмент организации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Чтобы директору наладить эффективное взаимодействие структурных подразделений, сам директор и руководители структурных подразделений должны понимать, что существуют некие общие принципы построения эффективной организационной структуры. Причем выбор организационной структуры необходимо сделать ещё на стадии инициации проекта. Мы должны выбрать такой тип организационной структуры, который впоследствии бы не тормозил развитие процесса реализации проекта, а наоборот, способствовал позитивному решению всех вопросов, связанных с его реализацией. На это, кстати, указывается практически во всех международных стандартах. Еще в 1970 г. американский институт проектного менеджмента выпустил свод знаний, в котором указал, что три важнейшие фундаментальные области в управлении проектами должны обязательно быть в области внимания руководителя проекта, команды проекта и т. д. Это жизненный цикл, окружение проекта и тип организационной структуры.

Чтобы управляющему, директору можно было обеспечить эффективное взаимодействие, должны быть выполнены следующие принципы:

1. Соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта. Сама организационная структура должна встраиваться в систему взаимоотношений всех участников проекта. Имеются в виду структурные подразделения, которые будут заниматься реализацией проекта.

2. Соответствие организационной структуры содержанию проекта. Когда мы определяем выбор типа организационной структуры, то, соответственно, мы должны учитывать содержание проекта.

3. Соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения, т. е. самого окружения проекта.

Таким образом, генеральному директору, управляющему надо определиться — какой тип организационной структуры он будет использовать для эффективного взаимодействия. Надо иметь в виду, что здесь, для российских предприятий, до сих пор пока еще достаточно сильны позиции классического проектного менеджмента. Если говорить о типовых организационных структурах, то это, как правило, функциональная, матричная и проектная структуры. При этом, конечно, очень часто мы наблюдаем развитие проекта по типу функциональной структуры. Реже, но сейчас все чаще, по типу матричной структуры. Сегодня не случайно появляется необходимость использования проектной структуры для того, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие. Если говорить с точки зрения классического проектного менеджмента, имеются в виду данные типовые организационные структуры. Здесь ничего нового нет. Надо просто исходить из реализации всех трех принципов и, соответственно, выбрать структуру. При этом многое будет зависеть от структуры самого подразделения, в котором будут оставаться работники, потому что в случае выбора функциональной структуры они будут оставаться на своих рабочих местах, продолжать выполнять свои основные обязанности, и дополнительно у них будут обязанности по реализации проекта. Это не всегда способствует мотивации успешной работы сотрудников над проектами. Поэтому чаще всего это матричная структура, в которой есть возможность выделить отдельных работников специально для работы над проектом. И тогда уже возможности у руководителя, у генерального директора, у руководителя структурного подразделения совершенно разные.

Для Цитирования:
Шматко А.Д., Как наладить эффективное взаимодействие структурных подразделений предприятия. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: