Как модно сейчас говорить, мы живем в эпоху инноваций и постоянных изменений, темпы роста количества этих изменений с каждым годом все выше и выше. Вот и в керамической отрасли эти изменения достигли того уровня, что продукция, произведенная в России, по эстетическим и техническим параметрам не уступает известной и популярной во всем мире плитке из Италии и Испании. Именно поэтому отечественные производители успешно реализуют программу импортозамещения, активно вытесняя одного за другим иностранного производителя, и начинают активно смотреть в сторону дальнего зарубежья, т. к. сбыт на рынки ближнего зарубежья давно налажен и понятен.
Другими предпосылками для развития экспортного направления являются девальвация рубля и ужесточение конкуренции внутри страны, влекущее за собой ценовые войны и падение маржинальной прибыли до уровня, сопоставимого с общемировым.
После того, как в видении нашей компании появился образ надежного международного поставщика качественной продукции, начали вырисовываться соответствующие стратегические цели и преобразования организации. Собственники и ТОП-менеджмент компании понимают, что потребуются дополнительные ресурсы и компетенции сотрудников для реализации поставленных целей, и учитывают эти расходы в бюджете организации.
Возникает вопрос: а на какие новые рынки двигаться? Как их выбрать?
Для выбора рынка мы использовали несколько этапов отбора, с помощью которых удалось выделить для себя наилучших стран-поставщиков (самых сильных игроков-конкурентов) и наилучшие страны для экспорта.
На первом этапе отбора «лучших стран-поставщиков» мы определили страны с самым большим объемом производства, посмотрели динамику их производительности, используя отраслевой журнал Ceramic Word Reviw [1].
Далее мы оценили страны с наибольшим объемом экспорта, ведь высокие объемы производства могут быть направлены на обеспечение потребностей жителей внутри страны, а не на мировой рынок. Картина по странам-экспортерам представлена на рис. 3.