По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как мотивировать промышленного робота

Мировой рынок промышленных роботов растет стремительно – в среднем на 14% в год, а страны соревнуются за право попасть в топ-15 держав с самыми роботизированными производствами. Владельцы передовых предприятий стараются по максимуму исключить человеческий фактор из процесса, уверенные в том, что искусственный интеллект во много раз эффективнее. Но среди лидеров есть и те, кто сознательно не доверяет роботам ключевые этапы выпуска продукции, задействуя их исключительно на черновых работах. Как и почему применяется ручной труд в век самоорганизующихся киберфизических систем рассказано в статье.

Россия по количеству промышленных роботов пока далеко за рамками топ-15 мирового рейтинга, хотя и у нас есть полностью роботизированные производства. Из европейских стран в списке присутствуют только Германия (5-е место), Италия (7-е место) и Франция (8-е место). Именно здесь, в городе Мо, находится завод компании FRISQUET, лидера французского рынка отопительного оборудования, на котором принципиально не используются роботы при сборке котлов и контроле качества продукции. В начале ноября на этом предприятии принимали делегацию, в состав которой вошли 25 специалистов по отопительным системам из центральных регионов России.

Несмотря на расхожее мнение о том, что человеческий фактор негативно влияет на качество выпускаемой продукции, на производстве в городе Мо люди не просто не подпускают роботов к изготовлению важных узлов котла, но еще и контролируют результат их работы. Хотя стереотип говорит, что все должно быть наоборот: это машины способны без ошибок делать сложные детали, собирать механизмы, они поднимают производительность, закрывают дефицит квалифицированных кадров.

«На предприятиях, где используются конвейеры и выпускается стандартная продукция в огромных количествах, это более чем оправданное решение, – говорит Армен Калинин, директор по экспорту компании FRISQUET. – У нас другой подход: на заводе почти нет конвейеров, так как не стоит задач штамповать котлы. Сборка каждого агрегата персонализирована, потому что техника инновационная, сложная, с большим количеством автоматики, при этом процент допустимых отказов оборудования при эксплуатации составляет 0,001, это корпоративный стандарт. Такой котел на конвейере не соберешь и машине не доверишь. Да, они работают четко по программе, но любой алгоритм может сбиться, а ответственности и мотивации у роботов, как известно, нет».

Завод FRISQUET, который выпускает всего 60 тыс. котлов в год, отслежива ет судьбу каждого проданного теплогенератора. И сотрудники предприятия считают личным позором сообщения об отказах оборудования – ведь они несут за этапы персональную ответственность, ставят подписи о соответствии, и свидетельства собственного непрофессионализма не нравятся никому. Роботам в похожем случае будет все равно, станут ли владельцы котлов проклинать их за ошибки в работе автоматики и протекающий насос. Именно это французы считают ахиллесовой пятой машин и причиной, по которой на сложном производстве автоматы никогда не смогут работать эффективнее высококвалифицированных инженеров, сварщиков или сборщиков.

Для Цитирования:
Как мотивировать промышленного робота. Лин-технологии: Бережливое производство. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: