В настоящее время одним из самых актуальных вопросов, обсуждаемых в среде предпринимателей и управленцев, являются аспекты перестройки бизнес-моделей и стратегий. В немалой степени в ближайшей перспективе данная тема «спровоцирована» введением беспрецедентных санкций со стороны недружественных государств и следования этим санкциям большинства прочих стран. Данные санкции блокируют привычные способы поставок и закупок, а также приводят к большим сложностям в закупке высокотехнологичной продукции, что является, пожалуй, в среднесрочной и долгосрочной перспективе наиболее болезненным для российских компаний и населения, особенно в сегментах, которые практически не развивались со времен СССР. В первую очередь это касается микроэлектроники.
Однако санкции в данном случае играют вторичную роль и являются лишь следствием. Основную роль в структурных изменениях российской экономики в настоящее время (как и в ближайшей перспективе) играет сравнительно недавнее и очень резкое изменение мегатренда всеобщей глобализации на абсолютно противоположный тренд — суверенного развития стран, занимающих важное место на мировой арене и/или стран с крупной экономикой. Прочие же страны должны развиваться в ареале влияния стран-лидеров. Несомненно, Россия является одной из таких стран.
Переход к суверенному развитию требует кардинальной перестройки стратегий и бизнес-моделей компаний, что в данный момент и происходит.
Смена данного мегатренда служит драйвером суверенного технологического развития каждой страны-лидера (до уровня, сравнимого с лучшими мировыми практиками) по всем направлениям государственного управления, экономики и социальной сферы — в первую очередь оказывающих критическое влияние на развитие экономики, жизнедеятельность населения и стратегическую безопасность страны. Соответственно, переход к суверенному развитию требует кардинальной перестройки стратегий и бизнесмоделей компаний, что в данный момент и происходит, хотя и не всегда так быстро, как хотелось бы.