По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как контролирующие органы теперь будут проводить проверки?

Владимир Балакин президент «Национальной Ассоциации Комплаенс»

Подход государства к контролю бизнеса в последнее время существенно изменился. Реформа контрольно-надзорной деятельности отнесена к одному из приоритетных направлений стратегического развития страны, которая включает в себя три направления: «регуляторная гильотина», которая актуализирует обязательные требования; обновление законодательства об административных правонарушениях и создание нового механизма контрольно-надзорной деятельности. С вступлением в силу ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» законодатель урегулировал отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля.

Одним из основных показателей эффективности государственного и муниципального контроля сегодня становится не количество проведенных контрольных мероприятий и собранных штрафов, а «умный контроль», основанный на профилактике, риск-ориентированном подходе, цифровизации, дистанционном мониторинге в работе контрольно-надзорных органов. Законодатель предложил уйти от системы плановых проверок к системе постоянного мониторинга рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, стимулирования контролируемых лиц к добросовестному соблюдению обязательных требований (ст. 8, 22 Закона № 248-ФЗ).

Принципы государственного контроля

Основной новеллой Закона № 248-ФЗ, меняющей правила и порядок государственного контроля, является глава 2, в которой определены восемь принципов государственного контроля (надзора), в их числе: стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц, открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля.

Риск-ориентированный подход

Закон закрепил новую модель риск-ориентированного подхода, в рамках которой выбранное проверяющими контрольно-надзорное мероприятие должно быть соразмерно вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. Он устанавливает прямой запрет на установление ключевых показателей качества и эффективности контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий, выявленных нарушений, контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц (ч. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Система управления рисками

Введены системы управления рисками. В главе 5 определен порядок регулирования системы оценки и управления рисками и результат их реализации. Статья 23 Закона 248-ФЗ выделяет 6 категорий риска причинения вреда (от низкого до чрезвычайно высокого) и индикаторы нарушения обязательных требований.

Для Цитирования:
Владимир Балакин, Как контролирующие органы теперь будут проводить проверки?. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: