Пандемия коронавируса застала врасплох всю систему образования России. Теперь может показаться соблазнительным бросить упрёк в адрес Минобрнауки: мол, глядя на новости из январского Китая, можно было всё предвидеть и заранее всё подготовить. Этот упрёк несправедлив и неконструктивен: остальные страны и их системы образования тоже оказались не готовы к такому развитию событий, причём, судя по всему, наиболее успешные образовательные системы пострадали финансово даже в большей мере. Пандемия коронавируса — как война — пришла внезапно. В самом начале эпидемии мы особо не боялись: в памяти были свежи ложные тревоги птичьего и свиного гриппов, а испанка 1918 г. и вовсе казалась каким-то мифом. «Как-нибудь обойдётся», — думали в феврале 2020 г. почти все. Но не обошлось.
Карантинные меры сразу коснулись вузов, и это неудивительно. Первые шаги ректоров были очевидны — аудиторные занятия были прекращены. Где-то студентов официально отправили на временные каникулы, а преподавателям предложили написать заявления на двухнедельный отпуск. Где-то объявили дистант «с понедельника», форс-мажор, ничего не попишешь. Дальше — больше. Скопление в общежитиях ничем не занятых студентов ничего, кроме проблем, руководству вузов не сулило. Поэтому иногородним студентам предписали вернуться домой к родителям. Часть иностранных студентов, в основном китайских, удалось вернуть на родину. Ректор МГУ в своём видеообращении к студентам и сотрудникам совершенно справедливо объявил, что жизнь и здоровье профессоров и преподавателей является главным богатством МГУ, и призвал всех своих сотрудников самоизолироваться. Так же поступили все остальные ректоры. В учебных корпусах университетов осталась только охрана, которая никого не пускала внутрь без специального пропуска.
Но это пока всё были меры и действия, понятные любому начальству: отменить, закрыть, не пускать и отправить по домам. А что дальше? Дальше было совершенно непонятно, что делать. Возникла патовая ситуация.
Быстрее всех среагировали вузы, чьи сотрудники были знакомы с западными моделями образования. Руководство таких университетов внимательно следило за тем, что происходит в мире. Эпидемия пришла в США, Китай, Японию и Западную Европу на две-три недели раньше, чем в Россию. Стали появляться первые конкретные опыты дистанционного образования. Но таких вузов в России не так много. Преподаватели большинства других вузов терпеливо ждали указаний от своих ректоратов, ректоры ждали сигналов от министерства, министерство ждало решения на самом высоком уровне, всё как полагается.