По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как карантин выявил основные проблемы высшего образования в России

Дмитрий Миллионщиков https://www.forbes.ru/profile/402957-dmitriymillionshchikov

Перед какими вызовами оказалась система высшего образования в России и почему пандемия застала её врасплох, рассуждает д-р физ.-мат. наук, преподаватель МГУ Дмитрий Миллионщиков, подводя итоги весеннего семестра 2020 г.

Пандемия коронавируса застала врасплох всю систему образования России. Теперь может показаться соблазнительным бросить упрёк в адрес Минобрнауки: мол, глядя на новости из январского Китая, можно было всё предвидеть и заранее всё подготовить. Этот упрёк несправедлив и неконструктивен: остальные страны и их системы образования тоже оказались не готовы к такому развитию событий, причём, судя по всему, наиболее успешные образовательные системы пострадали финансово даже в большей мере. Пандемия коронавируса — как война — пришла внезапно. В самом начале эпидемии мы особо не боялись: в памяти были свежи ложные тревоги птичьего и свиного гриппов, а испанка 1918 г. и вовсе казалась каким-то мифом. «Как-нибудь обойдётся», — думали в феврале 2020 г. почти все. Но не обошлось.

Карантинные меры сразу коснулись вузов, и это неудивительно. Первые шаги ректоров были очевидны — аудиторные занятия были прекращены. Где-то студентов официально отправили на временные каникулы, а преподавателям предложили написать заявления на двухнедельный отпуск. Где-то объявили дистант «с понедельника», форс-мажор, ничего не попишешь. Дальше — больше. Скопление в общежитиях ничем не занятых студентов ничего, кроме проблем, руководству вузов не сулило. Поэтому иногородним студентам предписали вернуться домой к родителям. Часть иностранных студентов, в основном китайских, удалось вернуть на родину. Ректор МГУ в своём видеообращении к студентам и сотрудникам совершенно справедливо объявил, что жизнь и здоровье профессоров и преподавателей является главным богатством МГУ, и призвал всех своих сотрудников самоизолироваться. Так же поступили все остальные ректоры. В учебных корпусах университетов осталась только охрана, которая никого не пускала внутрь без специального пропуска.

Но это пока всё были меры и действия, понятные любому начальству: отменить, закрыть, не пускать и отправить по домам. А что дальше? Дальше было совершенно непонятно, что делать. Возникла патовая ситуация.

Быстрее всех среагировали вузы, чьи сотрудники были знакомы с западными моделями образования. Руководство таких университетов внимательно следило за тем, что происходит в мире. Эпидемия пришла в США, Китай, Японию и Западную Европу на две-три недели раньше, чем в Россию. Стали появляться первые конкретные опыты дистанционного образования. Но таких вузов в России не так много. Преподаватели большинства других вузов терпеливо ждали указаний от своих ректоратов, ректоры ждали сигналов от министерства, министерство ждало решения на самом высоком уровне, всё как полагается.

Для Цитирования:
Дмитрий Миллионщиков, Как карантин выявил основные проблемы высшего образования в России. Ректор ВУЗа. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: