По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как изменилась ситуация на российском рынке косметики

Анжелика Змиева директор по корпоративным коммуникациям и внешним связям компании «Ингал»

Рынок косметических средств в России всегда отличался высокой зависимостью от иностранных игроков. Причем это касается не только зарубежных поставок, но и внутреннего производства, которое в некоторых сегментах почти монопольно контролировалось международными гигантами. Безусловно, сложившаяся ситуация открыла для российских производителей невероятные перспективы, однако она же породила и множество трудностей, с которыми пришлось справляться. Сегодня мы расскажем о том, как новая реальность видится со стороны российского производителя профессиональной косметики.

Для того чтобы оценить докризисные масштабы и структуру рынка косметики в России, предлагаю обратиться к сухим цифрам и взглянуть на официальные данные по структуре импорта косметики в Россию без средств для маникюра и педикюра, губных помад, туши и пудры (ТН ВЭД 330499) за 2021 г. Общий объем импорта в Россию составил 963 млн долл. США, что позволяло занимать 11-е место в мире по этому показателю. А теперь давайте взглянем на топ-10 главных экспортеров в нашу страну.

Позиция Франции понятна — это ведущий экспортер косметических средств в мире, второе место сегодня тоже не кажется чем-то удивительным, но важно отметить, что всего пять лет назад Корея занимала только 7-е место с долей в 4,5 %. Шестикратный рост в денежном выражении и четырехкратный в доле — очень высокий показатель, который нельзя упускать из виду. Высокая позиция Польши объясняется тем, что там расположены производственные площадки многих международных компаний.

В целом 74 % импортируемой косметики приходится на 7 недружественных стран, а это значит, что их доля будет сокращаться из-за санкций, сложностей с логистикой, позиции отдельных компаний и многих других факторов. Впрочем, экономические санкции все равно не означают, что американские или польские бизнесмены не могут поставить партию косметических средств, особенно если найдут удачную схему логистики, но есть и другие ограничения, которые с большой вероятностью будут только нарастать как изнутри, так и снаружи.

Однако ситуация неоднозначна. Например, Республика Корея также нам больше не «друг», однако товарооборот между нашими странами вырос на четверть даже с учетом резкого падения импорта автомобилей. При этом поставками из этой страны занимаются в основном посредники, поэтому не стоит ожидать ослабления позиций. Наоборот, вполне возможно, что корейская косметика «откусит» значительную долю того, что освободят уходящие бренды, и займет первое место в списке экспортеров.

Рассчитывать на серьезный рост может и Китай, торговля с которым в 2022 г. достигла рекордных масштабов, но этому может помешать отсутствие наработанной репутации, а сама по себе китайская косметика вряд ли сможет повторить успех народного бренда «Корейская косметика». Вероятен также и рост поставок израильских производителей, а вот оценить влияние на долю поставок из Беларуси сложно. Дело в том, что, хотя белорусские косметические средства имеют потребительскую репутацию недорогих и качественных товаров, часть экспорта могла приходиться на реэкспорт, а эта страна сейчас также находится под действием санкций.

Для Цитирования:
Анжелика Змиева, Как изменилась ситуация на российском рынке косметики. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: