По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как беспилотные технологии меняют транспортную отрасль

Алексей Зотов генеральный директор «Группы Мовиста»

Использование беспилотного транспорта давно перестало быть уделом научной фантастики. Сегодня это часть транспортных систем крупнейших городов мира. Россия в этом процессе не отстаёт: решения на основе ИИ активно внедряются в городской электротранспорт, в первую очередь — в трамвайные системы. Беспилотные трамваи становятся одним из самых перспективных направлений, сочетающих развитие отечественного машиностроения, программных решений и цифровой инфраструктуры.

Беспилотный трамвай — это не просто «транспорт без водителя», а целый комплекс решений: искусственный интеллект, телематика, интеллектуальные системы управления движением и цифровая диспетчеризация. ИИ распознает препятствия, отслеживает параметры движения, контролирует состояние путей и принимает решения на основе большого объема данных. Главное преимущество — предсказуемость и безопасность. Машина не устает, не отвлекается, не нарушает правила, а значит, число внештатных ситуаций снижается.

В сочетании с современными ИТ-сервисами такой транспорт позволяет:

- обеспечить соблюдение расписания;

- снизить аварийность;

- сократить расходы на эксплуатацию;

- решать проблему дефицита кадров;

- повысить доверие к общественному транспорту в целом.

По сути, это переход к новой модели городской мобильности — умной, управляемой, прозрачной.

Важно подчеркнуть: беспилотные технологии не ограничиваются только движением по рельсам. Современные решения включают интеллектуальное управление расписаниями, адаптацию к дорожной ситуации в реальном времени, отслеживание загруженности вагонов, дистанционный контроль технического состояния. Всё это создаёт условия для максимально эффективного использования инфраструктуры, когда транспорт работает точно и стабильно даже в часы пик.

Технологии, позволяющие выпускать трамваи на маршрут без водителя, уже существуют. В Москве и Санкт-Петербурге запущен экспериментальный правовой режим (ЭПР), который позволяет тестировать такие трамваи в городской среде: с подготовленными операторами, онлайн-диагностикой, маршрутами и системами безопасности.

Так, в столице с мая 2024 г. по маршруту № 10 курсирует первый беспилотный трамвай «Львенок-Москва». За полтора года он прошел более шести тысяч километров — без единой аварии. Его движения сопровождает специалист, но фактически все ключевые действия выполняет бортовая система. Трамвай развивает скорость до 60 км/ч, останавливается плавно и точно, различает цвета и формы даже в темное время суток, высчитывает расстояние до объектов и предсказывает их траекторию.

Для Цитирования:
Алексей Зотов, Как беспилотные технологии меняют транспортную отрасль. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: