По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Кадры для индустрии туризма: современные вызовы и возможности

Светлана Александровна Щербакова кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры туризма, сервиса и гостиничного бизнеса, Севастопольский государственный университет, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, д. 33, e-mail: sollos@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме трансформации кадрового обеспечения индустрии туризма в настоящих реалиях развития национального туризма. Оценена кадровая ситуация в туристской индустрии регионов Центрального федерального округа. Доказано, что предоставление туристских услуг в регионах ЦФО не соответствует меняющимся потребностям туристского рынка, что приводит к снижению уровня оценки сервиса со стороны потребителя. Причинами этого являются нехватка высококвалифицированных специалистов в регионах Центральной России, недостаточный уровень туристского образования, а также отсутствие современных навыков и компетенций у работников сферы туризма и гостеприимства.

Литература:

1. Баранова, А. Ю., Воробей, Е. А. Трансформация оказания туристско-рекреационных услуг в условиях цифровизации // Рекреация и туризм. — 2020. — № 4 (8). — С. 51–56.

2. Дусенко, С. В., Беломестнова, М. Е. Инновационные направления в системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства: отечественный опыт и европейская практика. — М., 2022. — 150 с.

3. Калинин, А. А., Карпова, А. А. Инновационные технологии управления и регулирования сферы туризма и гостеприимства // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса.— 2020. — №2. — С. 72–80.

4. Мажар, Л. Ю., Щербакова, С. А. Развитие трансграничного туризма как направление модернизации туристско-рекреационной деятельности в российско-белорусском приграничье // Региональные исследования. — 2018. — №3. — С.115–125.

5. Максимов, А. Н., Белякова, Н. Ю. Анализ влияния пандемии COVID-19 на внутренний и въездной туризм в России и перспективы наращивания конкурентного потенциала отрасли// Мониторинг экономической ситуации в России Тенденции и вызовы социально-экономического развития. — 2020. — №16 (118). — С. 23–33.

6. Национальный проект «Туризм и гостеприимство» [Электронный ресурс]. — URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/plan-deyatelnosti/natsionalnyy-proektturizm-i-industriya-gostepriimstva/pasport-natsionalnogo-proekta-turizm-i-industriyagostepriimstva/.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. ЕМИСС [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fedstat.ru/.

8. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Статистика [Электронный ресурс]. — URL: https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics.

9. Официальный сайт Ассоциации туроператоров [Электронный ресурс]. — URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53314.html.

10. Оценка эффективности государственного регулирования туристской отрасли по мнению участников рынка [Электронный ресурс]. — URL: https://www.csr.ru/upload/iblo ck/916/916a70224e4d2e686296d6b3ef59eaeb.pdf.

11. Пирогова, О.В., Пирогова, А.Ю., Сорокин, Г.Ю. Занятость населения в сфере туризма // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — №12. — С. 593–598.

12. Щербакова, С.А. Формирование имиджа Смоленской области на туристском рынке России // Региональные исследования. — 2013. — № 4 (42). — С. 109–113.

13. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. — URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiyaturizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda.

14. Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: https://www.csr.ru/ru/publications/turindustriya-cherez-prizmu-drayverov-ibarerov-biznesa/.

15. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма— 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turizm-2021.docx.

1. Baranova, A. Yu., Vorobey, E. A. Transformation of the provision of tourist and recreational services in the conditions of digitalization. Recreation and tourism. 2020. No. 4 (8). pp. 51–56.

2. Dusenko, S. V., Belomestnova, M. E. Innovative directions in the system of personnel training for the tourism and hospitality industry: domestic experience and European praktika. M., 2022. 150 p.

3. Kalinin, A. A., Karpova, A. A. Innovative technologies of management and regulation of tourism and hospitality. Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service. 2020. No. 2. pp. 72–80.

4. Mazhar, L. Yu., Shcherbakova, S. A. Development of cross-border tourism as a direction of modernization of tourist and recreational activities in the Russian-Belarusian border region. Regional studies. 2018. No. 3. pp. 115–125.

5. Maksimov, A. N., Belyakova, N. Yu. Analysis of the impact of the COVID-19 pandemic on domestic and inbound tourism in Russia and prospects for increasing the competitive potential of the industry. Monitoring of the economic situation in Russia Trends and challenges of socio-economic development. 2020. No. 16 (118). pp. 23–33.

6. National project "Tourism and Hospitality". Available at: https://tourism.gov.ru/contents/ documenty/plan-deyatelnosti/natsionalnyy-proekt-turizm-i-industriya-gostepriimstva/ pasport-natsionalnogo-proekta-turizm-i-industriya-gostepriimstva/.

7. Official website of the Federal State Statistics Service. EMISS. Available at:https://www. fedstat.ru.

8. Official website of the Federal Agency for Tourism. Statistics. Available at: https:// tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics.

9. Official website of the Association of Tour Operators. Available at: https://www.atorus. ru/news/press-centre/new/53314.html.

10. Assessment of the effectiveness of state regulation of the tourism industry according to market participants. Available at: https://www.csr.ru/upload/iblock/916/916a70224e4d2e 686296d6b3ef59eaeb.pdf.

11. Pirogova, O. V., Pirogova, A. Yu., Sorokin, G. Yu. Employment of the population in the field of tourism. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 12. pp. 593–598.

12. Shcherbakova, S. A. The formation of the image of the Smolensk region in the tourist market of Russia. Regional studies. 2013. No. 4 (42). pp. 109–113.

13. Strategy of tourism development in the Russian Federation until 2035. Available at: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-vrossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda.

14. Tourism industry through the prism of drivers and barriers of business. Available at: https://www.csr.ru/ru/publications/turindustriya-cherez-prizmu-drayverov-i-barerovbiznesa/.

15. Rosstat Statistical Bulletin for the World Tourism Day — 2021. Available at: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turizm-2021.docx.

В настоящее время сфера туризма претерпевает глубокие изменения и системное преобразование. Сложившаяся эпидемиологическая обстановка усилила вектор развития внутреннего туризма в стране, тем самым определив основное направление национальной сферы туризма на расширение возможностей полноценного отдыха внутри страны, а также предоставив время для развития инфраструктурного, институционального и кадрового потенциала.

Индустрия туризма страны требует создания хороших условий обеспечения туристской отрасли достаточным количеством квалифицированных кадров.

Сегодня туризм в регионах России испытывает недостаток в высококвалифицированных кадрах. Большое число работников индустрии туризма страны не имеют соответствующего профильного образования.

В настоящих реалиях нельзя не отметить тот факт, что произошли значительные изменения в кадровой политике в индустрии туризма. По мнению многих экспертов, работник должен быть мультифункциональным, универсальным, а также обладать практическими навыками, которые будут востребованы после выхода туристкой отрасли из кризиса (табл. 1) [1, с.51].

1 По материалам круглых столов в формате видеоконференций «Подготовка управленческих кадров в сфере туризма. Создание международного центра компетенций в сфере туризма в Санкт-Петербурге под эгидой ЮНВТО» (9 декабря 2020 г., Комитет по развитию туризма в Санкт-Петербурге, СПбГЭУ) [Электронный ресурс]. URL: https://unecon.ru/info/kruglye-stoly-komiteta-po-razvitiyu-turizma-sankt-peterburga.

Основными практическими навыками, которыми должен обладать соискатель на рабочее место в туристско-гостиничной сфере, станут: цифровые решения во взаимодействии с клиентами, эффективное управление бизнес-операциями, проектирование и разработка новых продуктов, создание новых направлений бизнеса, цифровые продажи и маркетинговые коммуникации и др. (табл. 2) [2, с. 3; 3, с. 74].

2 По материалам круглых столов в формате видеоконференций «Подготовка управленческих кадров в сфере туризма. Создание международного центра компетенций в сфере туризма в Санкт-Петербурге под эгидой ЮНВТО» (9 декабря 2020 г., Комитет по развитию туризма в Санкт-Петербурге, СПбГЭУ) [Электронный ресурс]. URL: https://unecon.ru/info/kruglye-stoly-komiteta-po-razvitiyu-turizma-sankt-peterburga.

В рамках Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года и Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» заложены основные механизмы удовлетворения кадровых потребностей, долгосрочное планирование и построение системы подготовки кадров всех уровней, а также определены стратегические ориентиры по совершенствованию кадрового обеспечения развития туризма в Российской Федерации.

Регионы Центрального федерального округа занимают особое место на национальном туристском рынке. Области ЦФО обладают богатым культурно-историческим и значимым природно-рекреационном потенциалом, располагают развитой туристской инфраструктурой. Здесь разработаны брендовые туристские маршруты — «Золотое кольцо России. Перезагрузка», «Романтика усадеб», «Императорский маршрут по Калужской области», «Город мастеров», а также проходят национальные туристские маршруты «Государева дорога» и др. Развиваются новые виды и формы туризма — гастрономический, сельский (агро) туризм, квест-туризм и др. [4, с. 115].

Начавшаяся в 2019 г. пандемия коронавирусной инфекции нанесла сильный удар по туристской отрасли всех регионов России. На серьезные последствия COVID-19 ответная реакция туристского потока не заставила себя ждать [5, с.23]. Сокращение туристского потока было зафиксировано в большинстве субъектов РФ, в том числе в областях ЦФО (значения показателя темпов падения варьировались от –9,61% в Костромской области до –53% в Москве). Большое сокращение темпов прироста турприбытий в 2020–2021 гг. наблюдалось в некоторых регионах, входящих в «Золотое кольцо России», — во Владимирской (–48,00%) и Ивановской (–46%) областях.

Несмотря на существенное уменьшение количества перемещений граждан с туристскими целями внутри страны, Москва и Московская область остались в списке топ-5 самых традиционно популярных туристских направлений России с высокими показателями туристских посещений. Ярославская область, являясь столицей «Золотого кольца», также закрепилась в лидерах по приему туристов, принимая ежегодно около 600 тыс. туристов (рис. 1) [7, 8].

Рис. 1. Объем туристского потока в регионах ЦФО, 2020 г.

Безусловно, объемы туристского потока будут увеличиваться, стремясь достигнуть допандемийных результатов, что потребует дополнительного привлечения рабочей силы в сектор туризма.

На федеральном и региональном уровне разрабатываются действия и мероприятия, которые поспособствуют преодолению пандемийного вызова для туристской отрасли страны. Так, в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство» будут реализованы инвестиционные проекты по созданию многофункциональных комплексов туристской инфраструктуры, включая парки развлечений федерального уровня, региональные туристиские магниты, обустройство особо охраняемых природных территорий, развитие пляжных территорий на морских побережьях и прочие комплексы туристской инфраструктуры с целью развития основных видов туризма территорий с пропускной способностью 35179 тыс. чел. в год, начиная с 2027 г. [6, 13].

В 2020–2021 гг. регионы ЦФО подтвердили общероссийскую тенденцию в туризме — при уменьшении туристского потока сокращается число занятых в индустрии туризма. Так, по сравнению с 2019 г. значительное сокращение работников в туристскогостиничной сфере (более чем на 20%) наблюдалось во Владимирской и Тамбовской областях. Малые и средние предприятия (малые гостиницы и иные средства размещения, турагентства) из-за пандемии коронавируса не смогли справиться с ситуацией и были вынуждены увольнять работников с предприятий туристской сферы[11, с.593].

Незначительное сокращение туристских кадров в рассматриваемый период (до 5 %) отмечалось в следующих регионах Центральной России — Воронежской, Орловской и Тульской областях (рис. 2).

Рис. 2. Среднесписочная занятость в сфере туризма в областях ЦФО, 2020 г.

Тем не менее туристская индустрия регионов ЦФО продолжает развиваться. Необходимо отметить тот факт, что количество коллективных средств размещения в областях ЦФО с каждым годом прогрессивно растет, наблюдается положительная динамика увеличения числа коллективных средств размещения и койко-мест в средствах размещения (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Число коллективных средств размещения в регионах ЦФО, 2020 г.

Рис. 4. Число мест в коллективных средствах размещения в регионах ЦФО, 2020 г.

Например, в Смоленской области количество средств размещения в среднем за год увеличивается на 17 единиц [12, с. 109]. Это влечет за собой запрос на рост числа работников в гостиничном секторе.

Предполагается, что в субъектах РФ будет проведена модернизация туристкой и обеспечивающей инфраструктуры, реконструкция объектов туристской индустрии, в эксплуатацию планируется ввести более 38 тыс. номеров в коллективных средствах размещения. Это свидетельствует о повышении занятости в сфере туризма с учетом дополнительной потребности работников с профильным образованием (особенно увеличение численности работников в возрасте до 35 лет)[9,10].

Особое место в формировании кадрового потенциала для туристской сферы отводится учебным заведениям всех уровней как центров первичного отбора и подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Самое большое количество вузов с туристскими направлениями располагаются в Москве и Московской области (рис.5). Лидерами по подготовке кадров для индустрии туризма в ЦФО являются Российский государственный университет туризма и сервиса и Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

Рис. 5. Топ-10 вузов в ЦФО с наибольшим числом студентов, обучающихся по направлению «Туризм», 2020 г.

Тем не менее следует отметить, что в некоторых регионах ЦФО, где наблюдается тенденция увеличения внутреннего туристского потока, весьма успешно реализуется туристское образование в региональных высших учебных заведениях— Владимирском государственном университете им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова и др.

Если до 2020 г. туристский бизнес как будущая сфера деятельности абитуриентами рассматривалась весьма активно, то из-за пандемии коронавируса количество рабочих мест в индустрии туризма сократилось вдвое, что отрицательно сказалось на имидже получения высшего образования в сфере туризма и на возможных гарантиях трудоустройства после завершения обучения профильного вуза. В связи с этим сейчас перед туристским образованием стоит актуальная задача адаптации образовательных программ под изменяющиеся тренды в индустрии туризма. В первую очередь, высшей школе придется переключиться с подготовки узких специалистов именно на универсальных, многопрофильных работников, способных качественно «закрывать» различные направления деятельности. Также необходимо разрабатывать и внедрять новые учебные дисциплины с учетом ускорения процессов цифровизации туристских сервисов и более активного внедрения современных технологий (например, больших данных, искусственного интеллекта, смешанной и дополненной реальности ит.п.), использования идей экономики впечатлений, актуализации индивидуального подхода к клиенту, а также экологического аспекта туристского продукта [14, 15].

Составной частью Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года и национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» выступает комплекс мер, направленных на повышение качества системы подготовки кадров, работающих в туристской индустрии. Среди актуальных задач отмечены дальнейшее совершенствование образовательных стандартов с учетом региональных особенностей и современных реалий, внедрение практикоориентированной модели обучения, расширение перечня образовательных программ, развитие системы дополнительного образования, поддержка новых форм образования.

Рост спроса на новый набор компетенций специалиста с высшим образованием, новые формы обучения и образовательные технологии стали предпосылкой к созданию центров компетенций в самых разных сопряженных областях, в том числе и в индустрии туризма. Центры компетенций как структура, нацеленная на поиск новых знаний, их активный трансфер и оказание консультационных, сервисных и высокопрофессиональных услуг становятся площадкой для диалога основных акторов рынка образовательных услуг: учебных заведений — студентов — выпускников— работодателей.

Итак, потребности индустрии туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития, видов и форм туризма в регионах страны. Туристская отрасль не обеспечена в полной мере как линейным персоналом в средствах размещения, так и профессиональными управленцами и узкими специалистами для работы в туроператорских компаниях и турагентствах. Современные вызовы диктуют необходимость реформирования системы подготовки кадров для сферы туризма при помощи внедрения комплексного подхода к формированию и развитию кадрового потенциала и в соответствии со стратегическими ориентирами национального туризма. Всегда необходимо учитывать потребность «на развитие» туристской отрасли, которая предполагает обеспечение кадрами не только для роста существующих, но и запуска новых инвестиционных проектов, требующих учета дополнительной потребности в кадрах с профильным образованием.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The author declare that there is no conflict of interest.

Язык статьи:
Действия с выбранными: