В настоящее время сфера туризма претерпевает глубокие изменения и системное преобразование. Сложившаяся эпидемиологическая обстановка усилила вектор развития внутреннего туризма в стране, тем самым определив основное направление национальной сферы туризма на расширение возможностей полноценного отдыха внутри страны, а также предоставив время для развития инфраструктурного, институционального и кадрового потенциала.
Индустрия туризма страны требует создания хороших условий обеспечения туристской отрасли достаточным количеством квалифицированных кадров.
Сегодня туризм в регионах России испытывает недостаток в высококвалифицированных кадрах. Большое число работников индустрии туризма страны не имеют соответствующего профильного образования.
В настоящих реалиях нельзя не отметить тот факт, что произошли значительные изменения в кадровой политике в индустрии туризма. По мнению многих экспертов, работник должен быть мультифункциональным, универсальным, а также обладать практическими навыками, которые будут востребованы после выхода туристкой отрасли из кризиса (табл. 1) [1, с.51].

1 По материалам круглых столов в формате видеоконференций «Подготовка управленческих кадров в сфере туризма. Создание международного центра компетенций в сфере туризма в Санкт-Петербурге под эгидой ЮНВТО» (9 декабря 2020 г., Комитет по развитию туризма в Санкт-Петербурге, СПбГЭУ) [Электронный ресурс]. URL: https://unecon.ru/info/kruglye-stoly-komiteta-po-razvitiyu-turizma-sankt-peterburga.
Основными практическими навыками, которыми должен обладать соискатель на рабочее место в туристско-гостиничной сфере, станут: цифровые решения во взаимодействии с клиентами, эффективное управление бизнес-операциями, проектирование и разработка новых продуктов, создание новых направлений бизнеса, цифровые продажи и маркетинговые коммуникации и др. (табл. 2) [2, с. 3; 3, с. 74].

2 По материалам круглых столов в формате видеоконференций «Подготовка управленческих кадров в сфере туризма. Создание международного центра компетенций в сфере туризма в Санкт-Петербурге под эгидой ЮНВТО» (9 декабря 2020 г., Комитет по развитию туризма в Санкт-Петербурге, СПбГЭУ) [Электронный ресурс]. URL: https://unecon.ru/info/kruglye-stoly-komiteta-po-razvitiyu-turizma-sankt-peterburga.
В рамках Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года и Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» заложены основные механизмы удовлетворения кадровых потребностей, долгосрочное планирование и построение системы подготовки кадров всех уровней, а также определены стратегические ориентиры по совершенствованию кадрового обеспечения развития туризма в Российской Федерации.
Регионы Центрального федерального округа занимают особое место на национальном туристском рынке. Области ЦФО обладают богатым культурно-историческим и значимым природно-рекреационном потенциалом, располагают развитой туристской инфраструктурой. Здесь разработаны брендовые туристские маршруты — «Золотое кольцо России. Перезагрузка», «Романтика усадеб», «Императорский маршрут по Калужской области», «Город мастеров», а также проходят национальные туристские маршруты «Государева дорога» и др. Развиваются новые виды и формы туризма — гастрономический, сельский (агро) туризм, квест-туризм и др. [4, с. 115].
Начавшаяся в 2019 г. пандемия коронавирусной инфекции нанесла сильный удар по туристской отрасли всех регионов России. На серьезные последствия COVID-19 ответная реакция туристского потока не заставила себя ждать [5, с.23]. Сокращение туристского потока было зафиксировано в большинстве субъектов РФ, в том числе в областях ЦФО (значения показателя темпов падения варьировались от –9,61% в Костромской области до –53% в Москве). Большое сокращение темпов прироста турприбытий в 2020–2021 гг. наблюдалось в некоторых регионах, входящих в «Золотое кольцо России», — во Владимирской (–48,00%) и Ивановской (–46%) областях.
Несмотря на существенное уменьшение количества перемещений граждан с туристскими целями внутри страны, Москва и Московская область остались в списке топ-5 самых традиционно популярных туристских направлений России с высокими показателями туристских посещений. Ярославская область, являясь столицей «Золотого кольца», также закрепилась в лидерах по приему туристов, принимая ежегодно около 600 тыс. туристов (рис. 1) [7, 8].

Рис. 1. Объем туристского потока в регионах ЦФО, 2020 г.
Безусловно, объемы туристского потока будут увеличиваться, стремясь достигнуть допандемийных результатов, что потребует дополнительного привлечения рабочей силы в сектор туризма.
На федеральном и региональном уровне разрабатываются действия и мероприятия, которые поспособствуют преодолению пандемийного вызова для туристской отрасли страны. Так, в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство» будут реализованы инвестиционные проекты по созданию многофункциональных комплексов туристской инфраструктуры, включая парки развлечений федерального уровня, региональные туристиские магниты, обустройство особо охраняемых природных территорий, развитие пляжных территорий на морских побережьях и прочие комплексы туристской инфраструктуры с целью развития основных видов туризма территорий с пропускной способностью 35179 тыс. чел. в год, начиная с 2027 г. [6, 13].
В 2020–2021 гг. регионы ЦФО подтвердили общероссийскую тенденцию в туризме — при уменьшении туристского потока сокращается число занятых в индустрии туризма. Так, по сравнению с 2019 г. значительное сокращение работников в туристскогостиничной сфере (более чем на 20%) наблюдалось во Владимирской и Тамбовской областях. Малые и средние предприятия (малые гостиницы и иные средства размещения, турагентства) из-за пандемии коронавируса не смогли справиться с ситуацией и были вынуждены увольнять работников с предприятий туристской сферы[11, с.593].
Незначительное сокращение туристских кадров в рассматриваемый период (до 5 %) отмечалось в следующих регионах Центральной России — Воронежской, Орловской и Тульской областях (рис. 2).

Рис. 2. Среднесписочная занятость в сфере туризма в областях ЦФО, 2020 г.
Тем не менее туристская индустрия регионов ЦФО продолжает развиваться. Необходимо отметить тот факт, что количество коллективных средств размещения в областях ЦФО с каждым годом прогрессивно растет, наблюдается положительная динамика увеличения числа коллективных средств размещения и койко-мест в средствах размещения (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Число коллективных средств размещения в регионах ЦФО, 2020 г.

Рис. 4. Число мест в коллективных средствах размещения в регионах ЦФО, 2020 г.
Например, в Смоленской области количество средств размещения в среднем за год увеличивается на 17 единиц [12, с. 109]. Это влечет за собой запрос на рост числа работников в гостиничном секторе.
Предполагается, что в субъектах РФ будет проведена модернизация туристкой и обеспечивающей инфраструктуры, реконструкция объектов туристской индустрии, в эксплуатацию планируется ввести более 38 тыс. номеров в коллективных средствах размещения. Это свидетельствует о повышении занятости в сфере туризма с учетом дополнительной потребности работников с профильным образованием (особенно увеличение численности работников в возрасте до 35 лет)[9,10].
Особое место в формировании кадрового потенциала для туристской сферы отводится учебным заведениям всех уровней как центров первичного отбора и подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Самое большое количество вузов с туристскими направлениями располагаются в Москве и Московской области (рис.5). Лидерами по подготовке кадров для индустрии туризма в ЦФО являются Российский государственный университет туризма и сервиса и Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

Рис. 5. Топ-10 вузов в ЦФО с наибольшим числом студентов, обучающихся по направлению «Туризм», 2020 г.
Тем не менее следует отметить, что в некоторых регионах ЦФО, где наблюдается тенденция увеличения внутреннего туристского потока, весьма успешно реализуется туристское образование в региональных высших учебных заведениях— Владимирском государственном университете им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова и др.
Если до 2020 г. туристский бизнес как будущая сфера деятельности абитуриентами рассматривалась весьма активно, то из-за пандемии коронавируса количество рабочих мест в индустрии туризма сократилось вдвое, что отрицательно сказалось на имидже получения высшего образования в сфере туризма и на возможных гарантиях трудоустройства после завершения обучения профильного вуза. В связи с этим сейчас перед туристским образованием стоит актуальная задача адаптации образовательных программ под изменяющиеся тренды в индустрии туризма. В первую очередь, высшей школе придется переключиться с подготовки узких специалистов именно на универсальных, многопрофильных работников, способных качественно «закрывать» различные направления деятельности. Также необходимо разрабатывать и внедрять новые учебные дисциплины с учетом ускорения процессов цифровизации туристских сервисов и более активного внедрения современных технологий (например, больших данных, искусственного интеллекта, смешанной и дополненной реальности ит.п.), использования идей экономики впечатлений, актуализации индивидуального подхода к клиенту, а также экологического аспекта туристского продукта [14, 15].
Составной частью Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года и национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» выступает комплекс мер, направленных на повышение качества системы подготовки кадров, работающих в туристской индустрии. Среди актуальных задач отмечены дальнейшее совершенствование образовательных стандартов с учетом региональных особенностей и современных реалий, внедрение практикоориентированной модели обучения, расширение перечня образовательных программ, развитие системы дополнительного образования, поддержка новых форм образования.
Рост спроса на новый набор компетенций специалиста с высшим образованием, новые формы обучения и образовательные технологии стали предпосылкой к созданию центров компетенций в самых разных сопряженных областях, в том числе и в индустрии туризма. Центры компетенций как структура, нацеленная на поиск новых знаний, их активный трансфер и оказание консультационных, сервисных и высокопрофессиональных услуг становятся площадкой для диалога основных акторов рынка образовательных услуг: учебных заведений — студентов — выпускников— работодателей.
Итак, потребности индустрии туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития, видов и форм туризма в регионах страны. Туристская отрасль не обеспечена в полной мере как линейным персоналом в средствах размещения, так и профессиональными управленцами и узкими специалистами для работы в туроператорских компаниях и турагентствах. Современные вызовы диктуют необходимость реформирования системы подготовки кадров для сферы туризма при помощи внедрения комплексного подхода к формированию и развитию кадрового потенциала и в соответствии со стратегическими ориентирами национального туризма. Всегда необходимо учитывать потребность «на развитие» туристской отрасли, которая предполагает обеспечение кадрами не только для роста существующих, но и запуска новых инвестиционных проектов, требующих учета дополнительной потребности в кадрах с профильным образованием.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The author declare that there is no conflict of interest.