По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.52

Кадровые проблемы строительного сектора российской экономики

Российская экономика нуждается в сильных, высокопрофессиональных кадрах. К сожалению, на данный момент времени уровень подготовки основных кадров, задействованных в строительстве, остается крайне низким. Основные причины — экономия средств со стороны строительных организаций, привлечение трудовых ресурсов из стран Ближнего Зарубежья. Все это приводит к удорожанию строительства, существенному замедлению его темпов. Единственный путь улучшения ситуации — вложение дополнительных средств в систему подготовки кадров в сфере строительства как со стороны государства, так и со стороны частных строительных организаций. Такое вложение средств предполагает создание цельной системы подготовки кадров: в профессиональных образовательных организациях необходимо подготавливать только таких специалистов, которые могут сразу и без проблем «включиться» в работу строительной компании. Такое условие предусматривает обязательную профподготовку специалистов на базе имеющихся строительных компаний. Кроме того, необходимо организовать стратегическое прогнозирование в системе «кадры». HR-отделы строительных компаний должны уйти от найма бригад, организованных по дружеско-родственным связям, в сторону обнаружения и найма высококвалифицированных специалистов — мастеров своего дела. Привлечение таких специалистов позитивно скажется на скорости и итоговом качестве осуществленных работ.

Любой сектор российской экономики нуждается в высокопрофессиональных кадрах. Это требование распространяется и на рынок труда строительной сферы.

Привлечение кадров в строительный сектор осуществляется из российских вузов и ссузов. Все эти учебные учреждения построены по советским принципам обучения: студентам читаются лекции, потом проходят экзамены и зачеты, активность и самостоятельность деятельности студенческого сообщества не поощряется.

При этом уровень квалификации молодежи снижается: в выпускных квалификационных работах допускаются фатальные ошибки, действует система коммерческого заказа текста выпускных квалификационных, курсовых работ.

Кроме того:

• выпускники не могут проходить производственную практику по специальности в компаниях по профилю;

• профильная подготовка специалистов существенно сокращена;

• преподаватель иногда не знает современные технологии и методику преподавания;

• профпрограммы были разработаны в советское время и до сих пор не корректировались.

В это же время в строительных организациях вводятся новые технологии производства, создаются новые строительные материалы и завозится оборудование. Это означает, что организация должна проводить в обязательном порядке переаттестацию работников, привлекать дополнительные кадры для осуществления задуманных планов. На самом деле введение переаттестации приводит лишь к утечке имеющихся кадров.

Результаты печальны: «старый» кадровый состав постепенно уходит, заменяясь неквалифицированными молодыми кадрами. Убытки несет как само предприятие, так и конечные покупатели.

Существует несколько основных проблем строительных организаций.

Не хватает сильных инженернотехнических специалистов. Имеющиеся ресурсы отличаются сильной дифференцированностью внутри одной группы, зависящей от места проживания (априори считается, что федеральные города готовят наиболее сильных специалистов, нежели чем провинция), уровня социализации, национальности и так далее. Сокращение строительства многоквартирных домов в этой ситуации приводит к снижению спроса, что провоцирует рост безработицы для данной категории граждан.

Для Цитирования:
Лидия Дмитриевна Кривозерцева, Кадровые проблемы строительного сектора российской экономики. Нормирование и оплата труда в строительстве. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: