Переход на инновационный путь развития является осознанным, позволяющим обеспечить преодоление экономического кризиса как в России, так и в других странах СНГ. При этом для России указанная стратегия является наиболее продуктивной. В условиях глобализации и стремительного движения развитых стран к постиндустриальной цивилизации при реализации инновационного курса развития экономики Россия может рассчитывать на достойное место в мировом сообществе.
Несмотря на то что деятельность нефтегазового комплекса в годы перестройки и становления рыночной экономики в России сыграла определенную роль в накоплении значительных средств российской финансовой базы, ее запасы, по всей видимости, могут иссякнуть достаточно быстро при нередко практикуемой бессистемной веерной раздаче значительных денежных сумм банкам и корпорациям, зачастую не имеющим ясных рыночно-ориентированных антикризисных программ по их эффективному использованию.
По мнению аналитиков, XXI в. станет веком экономики, одним из основных ресурсов которой является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики.
Эффективность внедрения инновационных технологий и продукции требует от их разработчиков не только способностей получения научно-технических достижений самого высокого уровня, но и умений принимать быстрые и целеустремленные действия, ориентированные на их коммерциализацию. В этом аспекте заслуживает внимания мнение ряда экономистов о том, что в традиционном понимании ценные новаторские идеи, сохраняющиеся в архиве у их авторов длительное время, довольно быстро теряют свою актуальность, а порой даже становятся тормозом на пути поиска более радикальных и эффективных решений, а инноватор — это не просто человек с высокой технической подготовкой, но и в значительной степени — предприниматель, человек бизнеса.
Как показывает статистика, опубликованная в материалах Минобрнауки России, из-за хронического недофинансирования в 1990-е гг. система воспроизводства научных кадров оказалась серьезно подорванной. Неизбежным результатом этого стал кадровый кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей во всех секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ.