Кадры формируются из работников, являющихся субъектным выражением труда как целесооб разной деятельности человека по производству продукции или оказанию услуг. Труд исследуется многими науками, но прежде всего экономикой и социологией. Одна исследует его в аспекте подготовки субъектов труда и организации их деятельности, другая — с позиций социальных отношений, возникающих в связи с подготовкой этих субъектов и в трудовых процессах между ними, их группами и общностями.
Причем первая рассматривает социальные стороны общественного труда преимущественно со стоимостной, а социология — с поведенческой точки зрения. Единство характера труда обусловливает органическую взаимодополняемость этих подходов.
Прикладные исследования кадров в рамках социологии труда базируются на знании их социально-гуманитарной сущности, относящейся к объектам и предметам этих исследований, составляющих общественную природу труда, взаимосвязей и взаимодействий их друг с другом и в связи с целым. Эта сущность их выражается системой категориально-понятийного аппарата, характеризующего логику теоретико-методологических основ исследования.
Сочетающее решение теоретических и практических задач прикладное экономико-социологическое исследование формирования, функционирования, развития и воспроизводства кадров требует в качестве предварительного условия анализа их в системе категориально-понятийного аппарата, характеризующего субъектную сторону общественного труда или в свете институализирующейся в качестве новой отрасли социологии профессий и, следовательно, уточнения социальной сущности системных для этого аппарата понятий. Только после этого можно будет перейти к анализу социально-профессиональной структуры и сущности категории кадров как социально-профессиональной общности и объекта научного поиска.
Общественный труд имеет исходной базой количество и социально-гуманитарное качество населения, в том числе его интеллектуальные способности. Население является источником не только трудовых ресурсов, но и носителем определенных социально-экономических отношений, которые у его трудоспособной части реализуются через субъектные (в т. ч. личностные) факторы производства.