Одной из наиболее важных сфер жизни организации и развития ее бизнеса признается управление персоналом, способное многократно повысить ее эффективность, а само это понятие рассматривается в достаточно широком диапазоне: от философско-психологического до экономико-статистического [1]. Поэтому организовать эффективную работу персонала — первейшая задача руководства любой организации.
В современных условиях уже накоплен значительный багаж знаний, включающий опыт организаций, добившихс я значите льных успехов в деле мобилизации сотрудников, а также набор методов, правил и принципов, которые руководители, поставившие перед собой цель получить максимальную отдачу от всех ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, могут максимально эффективно использовать.
Использование кадровой политики в практике организаций приобрело всемирное распространение. Поэтому требуется внимательное изучение такого опыта в экономически развитых странах. Однако любое использование опыта лишь тогда приносит желаемые результаты, когда исключается любой шаблон, слепое копирование, учитываются национальные традиции и социально-психологические особенности.
Кадровая политика традиционно ассоциируется с разными функциональными областями управления персоналом: политикой подбора и расстановки кадров, оплаты труда и вознаграждений, обучения персонала, коммуникативной политикой и т. д. Это отражает приоритеты управления персоналом, идеологию и «правила игры», и методические подходы к решению проблем управления персоналом.
Понятие «кадровая политика» сформировалось в рамках технократической парадигмы управления и отражает этап администрирования в практике управления персоналом.
Кадровая политика организации — понятие более универсальное, общее, объективно существующее независимо от того, насколько она осознана и целенаправленно формируется и реализуется руководством. Отсутствие или слабое развитие стратегии управления персоналом предполагает малоэффективные типы кадровой политики, которые, по сути, представляют собой реакцию на возникающие в процессе функционирования организации проблемы управления персоналом, спонтанно сложившиеся «правила игры», принципы и нормы организационного поведения. В этой связи проблемы, связанные с кадровой политикой организации, в настоящее время являются весьма актуальными.