Для каждого пациента с сосудистым заболеванием головного мозга (СЗГМ) важны не только показатели церебральной гемодинамики, исчезновение и/или уменьшение жалоб [13], но и общая удовлетворенность своей жизнью, заключающаяся в активности, интеллектуальной способности, сексуальной и эмоциональной удовлетворенности, способности сосредоточиваться, принимать решения, поддерживать живость восприятия [8]. Под медицинскими аспектами качества жизни (КЖ) следует понимать субъективную оценку результатов проявления симптомов того или иного заболевания в плане ограничения функциональной способности индивидуума, а также влияние лечения на повседневную деятельность последнего [17]. Определение КЖ стало атрибутом современных исследований, так как позволяет оценить влияние того или иного соматического страдания на состояние пациента, а также реальность терапевтического эффекта [15]. Приоритетным направлением служит выявление больных с начальными формами снижения КЖ и раннее начало лечения, вследствие чего сохраняется их трудоспособность на протяжении длительного периода времени [1].
Методология комплексного исследования этиопатогенетических факторов ранней стадии (РС) хронической ишемии мозга (ХИМ) на основе биопсихосоциальной парадигмы физического и психического здоровья [14] до настоящего времени не разработана. По данным профилактических осмотров населения, в Российской Федерации ХИМ выявляется у лиц трудоспособного возраста в 20–30 % случаев, ежегодно регистрируется 3–5 случая заболевания на 1000 человек населения [3]. Ее прогрессирование сопровождается нарастанием снижения КЖ, приводя к социальной дезадаптации [1].
К предрасполагающим к возникновению и развитию СЗГМ донозологическим факторам риска можно отнести: наследственную предрасположенность, социальные факторы, индивидуально-психологические особенности (например, акцентуации характера, личностный профиль, неадаптивные защитно-компенсаторные механизмы) [5]. На нозологическом уровне ХИМ оказывает соматогенное (когнитивные, астенические, тревожно-депрессивные расстройства) и психогенное (включая формирование внутренней картины болезни) влияния на пациента, усугубляющие нервно-психическое напряжение и способствующие развитию СЗГМ [6]. В конечном счете церебральная дисгемия и ее влияния на психику (соматогенное, психогенное) в совокупности приводят к нарушению психологической адаптации [13] и снижению качества жизни [16].