Проблема пылевых заболеваний легких — это, прежде всего, проблема кардиопульмональной недостаточности, проблема развития и прогрессирования обструктивных и рестриктивных (пневмосклеротических) изменений, которые постепенно ведут к развитию вторичной легочной гипертензии и как следствие, развитию гипертрофии правого желудочка с его последующей дилатацией, нарушению условий функционирования миокарда как правого, так и левого желудочка, снижению его сократительной способности, развитию явлений легочно-сердечной недостаточности- хронического легочного сердца. Снижается толерантность больного к физической нагрузке, снижается его физическая работоспособность, снижается качество жизни больных пылевыми заболеваниями легких [1–5].
Для оценки качества жизни в настоящее время используются стандартизированные опросники. В Российской Федерации и странах СНГ наибольшей популярностью в исследовании качества жизни в пульмонологии пользуется MOS 36 — Item Short — Form Health Survey (SF-36), содержащий 36 вопросов и прошедший адаптацию и валидизацию в нашей стране. Он чувствителен к клинически значимым изменениям состояния здоровья респондентов, воспроизводим, надежен и прост в использовании. Одно из его достоинств — краткость. Русифицированная версия разработана в ФГБНУ НИИ пульмонологии ФМБА России в 1997 году. С этого момента он широко используется в пульмонологической практике. Вопросник состоит из 8 шкал: ролевого физического функционирования, физической активности, боли, общего здоровья, шкал ролевого эмоционального функционирования, психологического здоровья и социального функционирования [6–11].
Для оценки клинических особенностей и параметров качества жизни при профессиональных заболеваниях органов дыхания (контактных с промышленными фиброгенными аэрозолями (КПФА), второй стадии хронического пылевого бронхита (ХПБ), силикозе (СЗ) и пневмокониозе от воздействия высокодисперсных сварочных аэрозолей (ПВДСЭ) проведено исследование у 27 пациентов КПФА, 39 человек со второй стадией ХПБ, 56 человек с первой стадией СЗ (преимущественно интерстициальная форма, рентгенологическая характеристика процесса соответствовала категориям от s1 до u2), 31 человека с ПВДСЭ (преимущественно узелковая форма, рентгенологическая характеристика процесса соответствовала категориям р1, р2, q1, q2). (см. табл. 1). Сравнение полученных данных проводилось с 60 здоровыми людьми — работниками промышленных предприятий и учреждений, не имевших в процессе работы контакта с профессиональными вредностями, без признаков поражения органов дыхания, сердечно-сосудистой и иммунной системы, по данным комплексного обследования признанные здоровыми.