Для России с ее обширной территорией, значительным разнообразием природно-ресурсных условий, ощутимой дифференциацией регионов по их социально-экономическому развитию, размещению промышленности и концентрации населения вопросы управления территориальным неравенством актуальны в большей степени, чем для любой другой страны.
Вместе с тем децентрализация управления национальной экономикой, сопровождающаяся ростом социально-экономического неравенства субъектов Федерации, существенно повысила роль регионального управления.
Экономическая и социальная дифференциация и между областями, и между входящими в их состав территориями (административными районами и муниципальными образованиями) оказывается столь значительной, что не может не вызывать к себе повышенного внимания со стороны региональных властей.
В этой связи и на уровне отдельных регионов рассматриваемый вопрос не утрачивает своей актуальности.
Курская область — субъект Российской Федерации, расположенный в европейской части страны, в Центральном федеральном округе. В области 28 районов и 512 муниципальных образований. Районы Курской области крайне неравномерно развиты экономически.
Как следствие, в регионе (аналогично большинству субъектов РФ) наблюдается широкий спектр экономических, социальных, экологических, бюджетных и иных проблем.
Предварительная оценка степени территориального неравенства, выполненная с помощью размаха асимметрии как отношения наибольшего значения показателя среди рассматриваемых районов к его наименьшему значению (исходные данные для расчетов взяты из статистического сборника Курского территориального органа Росстата «Сравнительная характеристика социально-экономического положения городов и районов Курской области: 2012 г.»), свидетельствует, что практически по всем показателям развития степень неравенства измеряется в разах, в десятках и в сотнях раз, а далеко не в процентах. Столь значительная величина межрайонных различий в Курской области может быть объяснена, по нашему мнению, следующими причинами: