В монографии [1] и в учебнике [2] обоснован состав компонент трудового потенциала человека, предприятия, населения страны. Характеристики этих компонент по предприятию приведены в табл. 1.
На основе показателей, приведенных в табл. 1, можно оценить качество персонала предприятия. Такая оценка следует из соотношения:
где: qi — качество персонала данной группы по i-ой компоненте;
ифi — фактическое значение i-ой компоненты;
uэi — эталонное значение i-ой компоненты.
Состав и значимость компонент трудового потенциала определяются технологией выполняемых работ в условиях данного предприятия и рабочего места.
Показатели качества должны определяться по каждой из компонент трудового потенциала (поскольку высокое качество одной не может компенсировать низкое качество другой). Попытки оценить качество персонала организации одним числом (на основе «взвешивания» компонент по значимости) представляются необоснованными.
Эталонные значения компонент трудового потенциала приводятся в должностных инструкциях, профессиональных стандартах и других документах. К настоящему времени разработано множество тестов и методик для оценки сотрудников предприятий по различным признакам. Основное внимание обычно уделяется показателям здоровья, образования и профессионализма. Наряду с этим в последнее десятилетие появились практические методики и приборы для оценки нравственных характеристик человека, в том числе таких как склонность к нарушениям норм права.
Таким образом, качество персонала — это степень соответствия его характеристик требованиям, вытекающим из целей предприятия и условий его деятельности, а также из требований общества к развитию человека и социальным отношениям.
Анализ персонала предприятия в общем случае предполагает решение двух задач:
1) оценку возможностей (потенциала) сотрудников и претендентов на рабочие места;
2) оценку результатов деятельности сотрудников.
Обе задачи решаются с позиций определения уровня качества, т.е. на основе сопоставления фактических и эталонных значений анализируемых показателей. Исходя из этого, при анализе персонала целесообразно использовать аппарат теории качества. В частности, могут быть определены показатели надежности и устойчивости персонала. Предлагаются следующие определения этих понятий.