В современных условиях все большее значение для повышения конкурентоспособности организаций приобретает обеспечение необходимого качества рабочей силы. Качество рабочей силы (индивидуальной) следует понимать «как совокупность свойств личности, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социальнопсихологические особенности, а также адаптированность, мобильность, мотивируемость, инновационность, профориентированность и профпригодность… Все составляющие этого определения включают комплекс требований к работнику со стороны работодателя и общества». Когда речь идет о совокупной рабочей силе, то ее качество включает не только совокупность свойств и характеристик отдельных работников, «но и качество взаимодействия этих работников и их групп между собой» [1, с. 632].
Таким образом, в более обобщенном виде качество рабочей силы производственной организации — это весь сформированный в результате осуществления инвестиций, накопленный рабочей силой организации определенный запас здоровья, навыков, знаний, компетенций, способностей, мотиваций, профессионализма, проч., необходимых и используемых в процессе осуществления трудовой деятельности, а также качество формирующихся при этом организационных и социальных взаимосвязей и отношений, которые в совокупности во многом определяют качество тру да, его производительность и эффективность и тем самым влияют на результаты функционирования организации.
Сегодня качество рабочей силы организаций выступает главным фактором обеспечения экономического роста в промышленности
При представлении характеристики качества рабочей силы современной производственной организации важно учесть ряд особенностей:
- сегодня качество рабочей силы организаций выступает главным фактором обеспечения экономического роста в промышленности;
- рабочая сила как навыки, знания, компетенции, способности выступают своеобразным ресурсом, фактически могут и должны накапливаться в производственных организациях [2, с. 124];