Обеспечение качества продукции требует объединения научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации на мировых рынках проблема качества не только важна, но и может быть решена совместными усилиями государства, органов управления, руководителей предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.
Каждое изделие является носителем различных конкретных свойств, отражающих его полезность, и соответствует определенным потребностям покупателей и заказчиков. Полезность любой произведенной продукции отражена в ее потребительной стоимости. Потребительная стоимость того или иного товара должна быть оценена в соответствии с уровнем его качества.
Следовательно, потребительная стоимость и качество изделий непосредственно связаны между собой. Однако это не тождественные понятия, поскольку одна и та же потребительная стоимость может быть полезной не в одинаковой мере. В отличие от потребительной стоимости качество продукции характеризует меру ее пригодности для потребления, то есть отражает количественную сторону общественной потребительной стоимости.
Качество продукции — один из важнейших показателей деятельности любого предприятия. Повышение качества в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, эффективность производства, экономичность использования тех или иных видов ресурсов. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм и компаний мира. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между ними.
Международная система стандартизации (стандарт ISO 9000) определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел также такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества».
Первая редакция международных стандартов ISO серии 9000 вышла в конце 1980-х гг. и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента — менеджмент качества. В настоящее время зарубежные ученые и практики связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) — всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.