В любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей конкурентоспособность, степень выживаемости предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов используемых на предприятии ресурсов, приводя к снижению затрат и увеличению охватываемой доли рынка [1].
В текущем периоде в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации всех ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.
Качество — совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.
Качество характеризуется его составляющими, образующими так называемую петлю качества (рис. 1). Петля качества — это замкнутая последовательность действий, определяющих качество товаров (услуг) или процессов на этапах их производства и использования. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей потребителей и рыночных возможностей (маркетинга) и заканчивая утилизацией продукта, который отслужил свой срок.
Если не уделять качеству должного внимания на каждом из этапов, то страдает качество всего товара, падают имидж предприятия, доверие к нему со стороны потребителей. Традиционно считалось, что качество создается на стадии производства. Главным было не допустить брак на производственной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары. Но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные об этом или не узнают (при неэффективной организации продажи), или не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий). Не говоря уже о том, что великолепно сделанный товар может быть попросту не нужен потребителю.