По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.011

Качество продукции и управление качеством как основной элемент конкурентоспособности предприятия

Шилова О.С. Самарский институт — Высшая школа приватизации и предпринимательства, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 26
Евдокимова Н.Н. Самарский институт — Высшая школа приватизации и предпринимательства, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 26

В условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что «решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества: от рядового потребителя до руководителя любого уровня» [1]. Серьезная конкурентная борьба способствовала разработке программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость разработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатами соответствия на продукцию.

Литература:

1. Экономические и правовые реформы в РФ. Проблемы и перспективы / сборник науч. работ. — М., 2000.

2. Ханжина В.Л., Попов Е.В. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2004. — № 6.

3. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. — Т. 1. — М.: Русская книга, 1993.

4. Гличев А.В. Качество продукции. Система управления. — М.: Прогресс, 2004.

5. Оценка качества. Структура квалитологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.klubok.net/article244.html.

6. Швец В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. — 1997. — № 6.

7. Варакута С.А. Управление качеством продукции: учебное пособие. — М.: ИнфраМ, 2005.

8. Воскобойников В.М. Новые подходы к управлению качеством продукции // Экономика и жизнь, 1993. — дек. (№ 50).

9. Гличев А.В. Полная схема механизма управления качеством продукции // Стандарты и качество, 1995. — № 5.

В любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей конкурентоспособность, степень выживаемости предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов используемых на предприятии ресурсов, приводя к снижению затрат и увеличению охватываемой доли рынка [1].

В текущем периоде в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации всех ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

Качество — совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Качество характеризуется его составляющими, образующими так называемую петлю качества (рис. 1). Петля качества — это замкнутая последовательность действий, определяющих качество товаров (услуг) или процессов на этапах их производства и использования. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей потребителей и рыночных возможностей (маркетинга) и заканчивая утилизацией продукта, который отслужил свой срок.

Если не уделять качеству должного внимания на каждом из этапов, то страдает качество всего товара, падают имидж предприятия, доверие к нему со стороны потребителей. Традиционно считалось, что качество создается на стадии производства. Главным было не допустить брак на производственной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары. Но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные об этом или не узнают (при неэффективной организации продажи), или не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий). Не говоря уже о том, что великолепно сделанный товар может быть попросту не нужен потребителю.

Для Цитирования:
Шилова О.С., Евдокимова Н.Н., Качество продукции и управление качеством как основной элемент конкурентоспособности предприятия. Управление качеством. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: