Статья поступила 14.10.2019
Проблемы устойчивого развития общества находят все больший отклик в СМИ. Одним из важных условий достижения цели устойчивого развития — «удовлетворять потребности современного поколения, но не в ущерб возможностям удовлетворения потребностей будущих поколений» — является необходимость культуры потребления. Основа культуры потребления состоит в том, чтобы развитие производства продукции, работ, услуг служило удовлетворению естественных потребностей человечества при недопущении нерационального, неоправданного расходования, расточительства или истребления богатства, засорения планеты. Государство в данном секторе устойчивого развития способно участвовать в формировании культуры потребления через финансовую (налоговую), промышленную, правовую политику, не поощряя и ограничивая деградационно-паразитарное потребление. Развитие этой темы представлено в статье [11, с. 12–28]. Инструменты такого регулирования рассмотрены в источнике [7, с. 97–100].
Качество потребления определяется степенью его полезности для общества и его устойчивого развития. Говоря о культуре потребления, следует отметить, что во многом остается нераскрытой проблема культуры потребления в духовно-нравственной сфере, что имеет взаимосвязь с этичным потреблением, рассматриваемым в источниках [12, с. 14–25; 13, с. 19–34; 14, с. 78–102]. Дефиницию потребления следует дополнить тем, что к общественному потреблению относятся не только потребление продукции промышленного, сельскохозяйственного производства, строительства и сферы услуг, но и духовно-нравственное потребление.
Как показывает практика последних десятилетий, разрушению множества государств предшествовало разрушение общественного сознания эффективным современным способом — информационно-идеологическим воздействием на общественное сознание в виде преднамеренного искажения истории, пропаганды эгоизма, жестокости, насилия, гомосексуализма, транссексуализма, распространения безнравственности в духовной среде, искусстве, навязывания деморализующего эпатажа в театре, кино, живописи, СМИ и т.д.