По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 34.09; 32; 336.02 DOI:10.33920/nik-01-2009-01

Качество потребления в социокультурной сфере как условие устойчивого развития общества

Чернов Владимир Анатольевич ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» Россия, 603950, Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 23 E-mail: chernovva@rambler.ru ORCID: https://orcid.org /0000-0002-7703-1660

Происходящим в последние десятилетия деструктивным процессам в различных государствах предшествовала деморализация их населения. Как показывает практика, немаловажным фактором сохранения стабильности и устойчивого развития общества является интеллектуальное и морально-нравственное состояние граждан. В этой связи сохранение и развитие культуры выступает важнейшим средством улучшения качества жизни общества и укрепления государства, что весьма актуально в поисках средств достижения устойчивого развития и выявления деструктивных факторов в развитии общества и государства. Как известно, Россия подвергается жесточайшему информационному воздействию в геополитике в попытках дискредитировать нашу страну и подчинить неоколониальным интересам международных политических сил. В этой связи обществу необходимо умение противостоять этому воздействию, чтобы сохранить государство и суверенитет. В статье рассматриваются культура потребления как условие, необходимое для достижения устойчивого социально-экономического развития, правовые противоречия в социокультурной среде во взаимосвязи с национальной безопасностью. Раскрывается понятие качества потребления, определяемое степенью полезности предмета потребления для общества и его устойчивого развития. Дефиницию общественного потребления автор дополняет духовно-нравственным потреблением и рассматривает его роль в латентных технологиях информационных войн, а также в достижении устойчивого развития общества и государства. Рассматриваются деструктивные для государства и права тенденции в культуре. Эпатаж в искусстве и СМИ подразделен автором на относящийся к свободе творчества и привносящий разрушительные тенденции в общество и государство. Антиподы эпатажа рассмотрены на примере театральных постановок и телепередач. Результатом исследования стало предлагаемое автором разделение процессов и явлений в искусстве и СМИ на созидательные и деструктивные. В статье раскрываются различия между культурными творениями и скверной, растлевающей общество и служащей его разрушению, как элементом латентных технологий идеологических информационных войн. Повышение культуры рассматривается как важнейший способ защиты общества и государства в идеологических информационных войнах.

Литература:

1. Агни Йога. В 3-х т. Тольяттинское городское общество Рерихов. — Самара: Рериховский центр духовной культуры, 1992.

2. Агни Йога о музыке. Новый мир. Новое мировоззрение, духовность, культура [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nowimir.ru/DATA/070702.htm (дата обращения: 01.09.2019).

3. Адамьянц Т.З. Латентные технологии информационных войн и «двойных стандартов» // Социологические исследования. — 2016. — № 12 (392). — С. 123–127.

4. Адамьянц Т.З. Осторожно — смысловые атаки! // Человек. — 2015. — № 4. — С. 77–83.

5. «Весна священная» Игоря Стравинского // Live Internet [Электронный ресурс]. — URL: http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post141376614/ (дата обращения: 30.01.2017).

6. Карачаровский В.В., Шкаратан О.И. Формируя национальный коллективный капитал: о прямом и косвенном участии граждан в воспроизводстве социально значимых благ // Социологические исследования. — 2016. — № 12 (392). — С. 3–13.

7. Карницкая Э.Н., Попова С.В. Финансовое стимулирование инновационной активности субъектов малого предпринимательства в Чувашской Республике // Современные концепции научных исследований. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ / Под ред. Н.В. Пшениснова. — Нижний Новгород, 2015. — С. 97–100.

8. Стравинский. Балет «Весна священная» // Империя музыки. Belcanto.ru. Классическая музыка, опера и балет [Электронный ресурс]. — URL: http://www.belcanto.ru/ ballet_printemps.html (дата обращения: 30.01.2017).

9. Чернов В.А. Комплексность и системность — условие синтеза достижений и полноценного управления // Аудит. — 2016. — № 10. — С. 10–14.

10. Чернов В.А. Методология экономического анализа: историческая преемственность и инновации // Аудит и финансовый анализ. — 2016. — № 4. — С. 139–160.

11. Чернов В.А. Роль геополитических факторов в изменении национальной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. — № 3 (288). — С. 12–28.

12. Шабанова М.А. О социальном механизме становления новых потребительских практик в России // Социологические исследования. — 2016. — № 12 (392). — С. 14–25.

13. Шабанова М.А. Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России // Общественные науки и современность. — 2015. — № 5. — С. 19–34.

14. Шабанова М.А. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. — 2015. — № 5. — С. 78–102.

Статья поступила 14.10.2019

Проблемы устойчивого развития общества находят все больший отклик в СМИ. Одним из важных условий достижения цели устойчивого развития — «удовлетворять потребности современного поколения, но не в ущерб возможностям удовлетворения потребностей будущих поколений» — является необходимость культуры потребления. Основа культуры потребления состоит в том, чтобы развитие производства продукции, работ, услуг служило удовлетворению естественных потребностей человечества при недопущении нерационального, неоправданного расходования, расточительства или истребления богатства, засорения планеты. Государство в данном секторе устойчивого развития способно участвовать в формировании культуры потребления через финансовую (налоговую), промышленную, правовую политику, не поощряя и ограничивая деградационно-паразитарное потребление. Развитие этой темы представлено в статье [11, с. 12–28]. Инструменты такого регулирования рассмотрены в источнике [7, с. 97–100].

Качество потребления определяется степенью его полезности для общества и его устойчивого развития. Говоря о культуре потребления, следует отметить, что во многом остается нераскрытой проблема культуры потребления в духовно-нравственной сфере, что имеет взаимосвязь с этичным потреблением, рассматриваемым в источниках [12, с. 14–25; 13, с. 19–34; 14, с. 78–102]. Дефиницию потребления следует дополнить тем, что к общественному потреблению относятся не только потребление продукции промышленного, сельскохозяйственного производства, строительства и сферы услуг, но и духовно-нравственное потребление.

Как показывает практика последних десятилетий, разрушению множества государств предшествовало разрушение общественного сознания эффективным современным способом — информационно-идеологическим воздействием на общественное сознание в виде преднамеренного искажения истории, пропаганды эгоизма, жестокости, насилия, гомосексуализма, транссексуализма, распространения безнравственности в духовной среде, искусстве, навязывания деморализующего эпатажа в театре, кино, живописи, СМИ и т.д.

Для Цитирования:
Чернов Владимир Анатольевич, Качество потребления в социокультурной сфере как условие устойчивого развития общества. Вопросы культурологии. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: