По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Качество образования: рост, развитие или преобразование?

Р.Е. Булат доктор педагогических наук, профессор кафедры, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Х.С. Байчорова кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург

Авторами исследован сформулированный на федеральном уровне термин «качество образования», который имеет важнейшее значение и для развития теории и практики педагогики, и при принятии стратегических управленческих решений в области образования. Ими установлена свойство термина «качество образования» как динамичность, что предопределяет его постоянное уточнение. При этом авторы приводят доказательство того, что динамичность не является синонимом увеличения или роста, и поэтому предлагают исследовать не рост качества образования, а потребность и пути его преобразования. В деятельности по управлению качеством образования, в том числе в развитии системы аккредитационных показателей, предлагается уточнить термин «качество образования», сформулированный в п. 29 статьи 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный подход к рассмотрению образовательного понятия и характеристике термина «качество образования» и анализ актуализированного в соответствии с профессиональными стандартами ФГОС ВО 3++ позволили авторам сформулировать наиболее важные предложения при разработке ФГОС ВО четвертого поколения.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

2. Федеральный закон от 29.12.2022 № 631-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

3. Потребность / Служба тематических толковых словарей. http://www.glossary. ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RPuywlhtuxyo

4. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека https://kartaslov. ru/значение-слова/потребность.

5. Булат Р.Е. Термин «качество» в сфере образования // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков: Сборник научных статей XXVII Международной научнопрактической конференции. — СанктПетербург, 2017.

6. Булат Р.Е. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования // Инженерное образование. 2007. № 4.

7. Булат Р.Е. Унификация управления качеством высшего военно-технического образования // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2010. — № 2.

8. Щедровицкий Г.П. Процессы и структуры в мышлении. Курс лекций — М.: «Путь», 2003.

9. Булат Р.Е., Чепуренко Г.П. Профессиональный стандарт как нормативная база при аттестации персонала // Ленинградский юридический журнал. — 2013. — № 4 (34).

10. Bulat, R. Baichorova H. Psycho-Pedagogical Resources and the Quality of Professional Training of Students // Wisdom. — 2020. — Vol. 14, No. 1.

11. В Госдуме назвали сроки замены иностранных слов на русские аналоги. — URL: https://news.mail.ru/ politics/55095458/?frommail=1. (дата обращения: 21.02.2023).

12. Платонов К.К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972. 13. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. — М.: Аспект Пресс, 2007.

14. Федеральный закон от 28.02.2023 № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

Содержание понятия «качество образования» для развития теории и практики педагогики не подлежит сомнению. В рамках нашего исследования рассматривается значимость сформулированного на федеральном уровне определения «качество образования», важное и для развития теории педагогической науки, и для принятия стратегических управленческих решений в сфере образования. Поэтому среди множества различных трактовок данного понятия мы проанализировали определение, сформулированное в п. 29 статьи 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (далее — 273-ФЗ), согласно которому качество образования — это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].

Логика восприятия достаточно сложной синтаксической конструкции позволяет нам выявить, что качество образования в первую очередь «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося», далее «степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Заключительная часть конструкции представляется нам избыточной: и «комплексная характеристика», и «образовательная деятельность», и «подготовка обучающегося» немыслимы без такого критерия, как «степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1]. Так, например, «образовательная деятельность» как «деятельность по реализации образовательных программ» подразумевает обязательность достижения «планируемых результатов образовательной программы», так как они являются неотъемлемой составляющей этой образовательной программы и требованием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) [1].

Для Цитирования:
Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, Качество образования: рост, развитие или преобразование?. Юрист ВУЗа. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: