По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Качество образования и рабочей силы: современные тенденции и задачи подготовки землеустроительных кадров

Буров М. П. д-р экон. наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, руководитель центра инновационных программ, действительный государственный советник города Москвы 1-го класса, член правления Московского отделения Российского общества инженеров строительства, г. Москва, E-mail: info@guz.ru
Косинский В. В. д-р экон. наук, профессор, кафедра землеустройства, Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), г. Москва, заслуженный работник культуры РФ, почетный профессор ГУЗ, почетный землеустроитель России, E-mail: info@guz.ru

Рассмотрены опыт подготовки инженеров в области землеустроительной и кадастровой деятельности, результаты анализа современных тенденций и проблем эффективной интеграции образования, науки и бизнеса в землеустройстве, их ценностно­целевых основ, соответствующих приоритетам научно­технологического развития страны, внедрение новшеств в содержание и технологии подготовки студентов вузов к жизни и труду в принципиально новых социокультурных и экономических условиях.

Литература:

1. Стенограмма заседания Совета по науке по образованию при Президенте Российской Федерации от 21 января 2016 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/51190

2. Стенограмма заседания Совета по науке по образованию при Президенте Российской Федерации от 23 ноября 2016 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/53313

3. Буров М.П. Экономические преобразования в стране в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты. — М.: Дашков и Кo, 2011. — 502 с.

4. Буров М.П., Чистяков Е.Г. Основы национальной экономики: учебник. — 2‑е изд. — М.: Экономика, 2016. — 463 с.

5. Дмитриев А.В., Межевич М.Н. Город: проблемы развития. — Л.: Наука, 1982. — 173 с.

6. Косинский В.В. Обоснование организации угодий и систем севооборотов в проектах землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 9. — С. 11–14.

7. Мухаметзянов З.Р., Гусев Е.В., Разяпов Р.В. Формирование теоретических и методологических основ повышения эффективности организационных решений для целей планирования // Промышленное и гражданское строительство. — 2015. — № 12. — С. 68–72.

8. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? // Общественная палата РФ. — М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 265 с.

9. Режим доступа: http://www.aup.ru.

10. Режим доступа: http://www.isras.ru.

В 2015–2016 гг. Государственный университет по землеустройству и землеустроительные факультеты высших учебных заведений выпустили завершающий массовый набор студентов, обучавшихся по программе специалитета в течение пяти лет с присвоением квалификации — «инженер».

Высшему землеустроительному образованию в России уже более 180 лет. В начале ХХ в. термин «землеустройство» в России стал прочно входить во все сферы общественной жизни и, в первую очередь, в экономику, политику, образование и науку. Слова «землемер», «межевой инженер» стали заменяться словами «земельный инженер», а чуть позже — «инженер-землеустроитель», потому что эти специалисты знали не только техническую и правовую, на и экономическую, организационно-хозяйственную и природоохранную стороны землеустройства.

Простейшая задача в подготовке инженерноземлеустроительных кадров состояла в том, чтобы развить в студенте четыре свойства: это фактические знания, которые он приобрел; мастерство, которым он обладает; наличие собственной точки зрения и постоянное стремление к повышению квалификации. Если студент понимал, что ему как будущему инженеру-землеустроителю необходимы эти свойства характера, то эффективность обучения значительно возрастала.

Знания будущему инженеру-землеустроителю давались шире знакомства с фундаментальными науками, инженерными и геодезическими технологиями. Он изучал основы: аграрной и земельной политики; организации и управления производством; правоведения; составления и подписания карт и планов; каллиграфии; архитектуры; географии; статистики; строительного искусства; сельскохозяйственной и лесной таксации; почвоведения; земледелия; устройства дорог и гидротехнических сооружений; а также трудовых взаимоотношений; психологии и социологии; был призван хорошо знать экономику, чтобы разбираться в вопросах нормирования, планирования, себестоимости, ценообразования, оборотного капитала, амортизации и других экономических категорий.

Применяя полученные знания, инженерземлеустроитель использовал также свои математические способности, умение чертить и рисовать. Чтобы найти оптимальное решение стоящей перед ним задачи, инженер-землеустроитель в своей работе активно использует моделирование и математический анализ, свой опыт и квалификацию. При экспериментальных работах инженер, как правило, ставит так задачу, чтобы получить максимум надежной информации при минимуме времени и затрат. От мастерства инженера при экспериментировании и проведении измерений зависит правильность и ценность его заключений по результатам наблюдений.

Для Цитирования:
Буров М. П., Косинский В. В., Качество образования и рабочей силы: современные тенденции и задачи подготовки землеустроительных кадров. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: