Одним из важных свойств личности, которое должно быть сформировано у обучающихся, и одновременно одной из косвенных характеристик качества образования является адаптивность, обеспечивающая социализацию и успешную жизнедеятельность личности, устойчивое существование общества в целом. Адаптивность — это интегральное свойство личности, которое возникает главным образом в рамках формирования различных общекультурных и ряда профессиональных компетенций. Например, для бакалавров и магистров юриспруденции к таковым относятся:
• бакалавры:
— способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
— владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
— умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
— обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
— стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
— способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных, естественных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
— способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
• магистры:
— способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
— способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
— способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Компетентностный подход, соответствующий образовательным стандартам третьего поколения, требует использования новых технологий, форм и методов обучения. Информационные технологии существенно облегчают поиск и обработку информации, но при этом возникают иные проблемы, связанные в первую очередь с видимостью «всезнания», с тем, что обучающиеся не осведомлены о существовании различных уровней знания. Например, можно рассмотреть следующие уровни иерархии знаний [1]: